Философия как уникальный феномен культуры, страница 13


(Ьилософии, оправданность и обязательность разведения их по разным полюсам ментальности. Что же произошло в дальней­шем?

Каждый из основных типов европейской философии, исходя

из вышеотмеченной методологической посылки, стал формиро­вать собственное, отдельное «видение» предмета философии и ее функций в обществе, с неизбежностью суживая и деформируя ее реальный облик и содержание. Например, такое известное фило­софское течение как экзистенциализм, многие десятилетия очень популярное на Западе и за его пределами и оказавшее большое влияние на искусство и литературу XX века, отвергло вообще ориентацию философии на рациональное познание, как якобы не соответствующее тому предмету, с которым связана философия. Предметом философии признавался только индивидуаль­ный духовный мир отдельной личности с такими его опреде­ляющими характеристиками как страх, отчаяние, одиноче­ство, одномерность.

Философия экзистенциализма, обращенная не столько к уз­кому кругу философов, сколько к любому образованному читате­лю (ее авторы - крупные писатели, драматурги, публицисты) на десятилетия захватила умы многих. Главное в ней - это пронзи­тельно искреннее, безжалостно честное и мужественное описа­ние существования человека, его «бытия - в - мире» как бытия абсурдного и бессмысленного. С этой точки зрения единствен­ной ценностью жизни является ясность видения и полнота пе­реживания несправедливости человеческого удела и постоянный стоический бунт против этого.

Философия экзистенциализма, описывая бытие человека в очень яркой художественной форме, привлекшей к ней внимание многих людей разных поколений, вошла в массовое сознание как философия пантрагизма, несмотря на несогласие с такой оценкой многих ее создателей. Главное же в том, что она самими авторами была противопоставлена научному познанию в целом и научному познанию общества в частности. В результате философия оказа­лась сведенной к некоторым, хотя и очень близким и понятным любому человеку проблемам: смыслу личностного существова­ния, способам и формам бытия в условиях крушения духовных • ценностей и нравственного одичания.

47


Сам же позитивистский тип философствования наиболее радикально деформировал понимание философии в культуре, су­зил ее предмет до деятельности по логико-лингвистическому анализу языка. Со всей определенностью подчеркнем, что вы­деление языка в качестве объекта философского анализа было и остается абсолютно оправданным и перспективным. Язык это универсальное для всех людей средство общения и передачи ин­формации- Его философский анализ приоткрывает целый ряд во­просов и проблем, никогда не затрагиваемых лингвистическими исследованиями. В частности, к ним относится вопрос о логичес­ких основаниях различных высказываний (предложений), о спо­собах употребления их в тех или иных контекстах, вопросы соот­ношения смысла, знака и значения и многое другое. Несомненно, очень важными были и поднятые вновь проблемы понимания (предпонимания) и истолкования текста (герменевтика). Вместе с тем такой же важной являлась и недопустимость подмены все­го содержания философии философско-логическими и философ-ско-лингвистическими исследованиями. Однако, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм все же пошли как раз по пути такой подмены. Если говорить о более узком плане этих усилий, то они позже вылились в «философию науки», специальные ис­следования по анализу оснований, логической структуры и спо­собов проверки законченного знания. Это действительно содер­жательные и во многом серьезно обоснованные разработки, на­шедшие не только теоретическое, но и практическое применение. Однако для нас при этом самым существенным является то, что и здесь так или иначе была разрушена плодотворная классичес­кая традиция органического союза философии и науки. Это, в свою очередь, послужило основанием неадекватного истолкова­ния сути философского знания, и далее - неоправданного суже­ния предмета философии.

Значительно страдала и сама наука, утрачивая важнейшие мировоззренческие, то есть, собственно философские основания и ориентиры. Суженное позитивистское объяснение философии как «философии науки», своеобразно истолкованной теории по­знания лишало науку адекватного понимания всего комплекса гносеологических проблем, так как они искусственно отрыва­лись от философского изучения общества и человека.

48