Философия как уникальный феномен культуры, страница 4


исторических эпох, несмотря на всю несхожесть представлен­ных ими философских концепций.

Вполне оправданным, поэтому является вывод Гегеля о том, что «история философии показывает, что кажущиеся раз­личными философские учения представляют собою— лишь ответвления одного и того же целого»6.

Философия воспринимается как универсальное и имею­щее всеобщее значение знание только тогда, когда она высту­пает в форме систематического понятийно выраженного ос­мысления и переосмысления бытия и самого мышления, а так­же его результатов на основе критического рационализма. Все другие, очень многочисленные и яркие формы «философство­вания», не ставившие такую цель или не пришедшие к такому высшему выражению, при всей их неповторимости и несом­ненной ценности для мировой культуры не являются собст­венно философией, а есть только более или менее продви­нувшиеся приближения к ней. Разве случайным является, что в самом конце XX века африканские исследователи, да и не только они, на XX Всемирном философском конгрессе (Бос­тон, США, 1998) всего лишь только ставили вопрос о том, как возможна «концептуальная деколонизация», обретение духов­ной свободы, формирование философского языка7.

Исторически сложилось так, что именно европейская фи­лософия органично и прочно стоящая на античной (древнегре­ческой) традиции смогла не только выявить и очертить про­блемное поле философии, но и сформировать собственный язык, понятийный категориальный ряд (систему категорий), утверждая и неизменно поддерживая ничем не ограниченный критический интеллектуальный поиск, в том числе поиск от­ветов на ею же поставленные вопросы.

Европейская мысль во всех ее проявлениях отличается ог­ромной внутренней силой прежде всего потому, что она, не­смотря на постоянные соблазны и препятствия, вот уже более

Гегель. Соч. Том 1. Энциклопедия философских наук. Том 1, с. 31. Ра1с^а: Т\уеп11еА У/огШ Соп^гозз оГ РЬПозорЬу. АЬ51гас1з оГ ЬтЫ ап<3 СотпЬиЫ Рарегз. Ргер. Ву 81.0а\узоп е.а. Воз1оп, МаззасЬизеНа, и§, 10-16 Аи§и51,1998; Автономова Н. С. Впечатления из Бостона. «Вопросы филосо­фии», 1999,№5,:"с.54.

29


чем два тысячелетия упорно и настойчиво идет по пути такого рационального критического интеллигибельного познания. Эту силу постоянно укрепляет органичная связь с наукой, име­ющей с философией общую исходную установку на крити­ческий рационализм. Это позволило европейской философии не застыть в первоначальном виде, а в каждую новую эпоху

перестраивать и выстраивать себя как бы заново сначала и до конца.

При этом европейской философии присуща безусловная открытость для углубления, переосмысления и переинтерпре­тации обсуждаемых проблем, так же, как и постоянная отзыв­чивость на усилия других типов «философствования» под­няться к собственно философскому выражению.

В отличие от восточной культуры, которая тысячелетия­ми покоилась на непреложном приоритете древности, тра­диции, религиозных верований, европейская философия и культура, опираясь прежде всего на науку, постоянно создава­ли, воссоздавали и пересоздавали и самих себя, и общество в целом, и человеческую личность заново. В этом кроется одна

из тайн нынешнего разделенного и неравномерно развиваю­щегося мира.

Затрагивая эту болевую точку современности, отметим, что обычно аналитики останавливаются на сухом изложении цифр и фактов, иллюстрирующих колоссальной разрыв в раз­витии стран Запада и так называемого «третьего мира». Оче­видно, анализ должен быть продолжен до выявления глубин­ных истоков, духовных ориентиров и сравнительного объясне­ния принципиальных различий их философских начал. Здесь недопустимы попытки одностороннего возвеличивания евро­пейской философии и намерения считать философские поис­ки народов других континентов, их своебразные формы фило­софствования, не вылившиеся в оформленные теории, чем-то не имеющим ценности.

Несомненно, европейская философия является величай­шей духовной ценностью для всей человеческой цивилиза­ции. Вместе с тем и «философствование» народов, этносов, культур других континентов это также общечеловеческое достояние, так как оно всегда - и в прежние, далекие от нас

30