Методические указания по дисциплине «Философия права»

Страницы работы

Содержание работы

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

«Философия права»

Конспект лекций

УТВЕРЖДЕНО

на  заседании  методичес-

кого совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2000г.

г. Краматорск, 2000г.

Методические указания по дисциплине «Философия права»

(для студентов специальностей 06.0501 и 06.0502). Сост. Назаренко Д.В.

- Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2000г.


Тема 1. Предмет  философии  права.

1. Два уровня изучения права.

2. Понятие философии права; ее место в системе общественных наук.

3. Значение философии права для современного общества

     Право может изучаться с двух сторон. Соответственно существуют два уровня изучения права: практический и философский. На практическом  уровне право проявляется как действующее право, т.е.  как особый  инструмент социального регулирования, предназначенный для решения конкретных регулятивных и охранительных задач. О праве в этом смысле говорят как о совокупности всех эмпирически данных правовых явлений: правовые нормы, нормативно-правовые акты, правовые отношения, юридически значимые решения, юридические документы, правовое поведение и т.д. Право на практическом уровне изучается юриспруденцией (юридической наукой или, говоря иначе, юридической доктриной), начиная со специальных и отраслевых юридических наук и заканчивая общей теорией права и государства.

       Особая роль в этом ряду наук принадлежит аналитической юриспруденции (аналитическому правоведению). Эта наука представляет собой своеобразную  логику и математику правоведения. Она классифицирует правовые нормы и юридические факты, выявляет юридические конструкции, систематизирует правовой материал, формирует правовые дефиниции. Задача аналитической юриспруденции состоит в наиболее эффективном  (с инструментальной точки зрения)  «прилаживании»  действующего права к регулируемым им  общественным отношениям. Эта правовая наука так прочно «завязана» на практику правового регулирования, что фактически не испытывает влияния со стороны изменяющихся мировоззренческих и политических установок.

      Однако наука не может ограничиться изучением лишь практической стороны права. Такие важные вопросы, как, например :

1.  Почему именно эти нормы законодатель возвел в ранг действующего права?

2.  Зависит ли процесс правообразования лишь от воли субъектов правотворчества?

3.  Что такое  право, каковы его сущность и предназначение?

4.  Какое место занимает право  в системе социальных регуляторов?

Требуют для ответа выхода за пределы эмпирически данного права, всего конкретно-исторического и утилитарно-прагматического в праве.

       Не решает эту познавательную задачу в полном объеме и общая теория права, т. к.  теория права представляет собой, грубо говоря,  выведенные за скобки общие положения, относящиеся все к тому же действующему праву. Такая задача под силу лишь философии права.

       Сам термин «философия права» был введен в научный оборот лишь в ХШ в. немецким ученым-юристом Георгом Гуго, хотя сами философско-правовые проблемы и попытки их решения уходят своими корнями в античную науку. Благодаря гегелевской работе «Философия права», вышедшей в 1820 году, этот термин окончательно закрепился в науке и получил широкое распространение. Согласно Гегелю, предметом философии права является идея о

Праве : понятие права и его осуществление. В настоящее время термин «философия права»  употребляется в широком и узком (специальном) значении:

     .ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК  ОДИН ИЗ РАЗДЕЛОВ  ОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ. (в широком значении). Любая философская доктрина, претендующая на всеобщность и универсальность, с необходимостью включает в сферу своей интерпретации и право, стремясь уяснить его место в жизни общества и отдельного человека. В этом значении мы говорим, например, о философском осмыслении права в античной философии, в философии  Гегеля, Фихте и т.д. Исследование права  - это прекрасная возможность  для философии проверить жизненность своих категорий и исследовательских подходов, т.к. право одновременно является и сферой духовной жизни людей и существующей независимо от  воли людей объективированной реальностью.

Похожие материалы

Информация о работе