Методические указания по дисциплине «Философия права», страница 6

      Значительный вклад в дальнейшее  развитие естественно-правовых воззрений внесли Кант, Гегель, их многочисленные последователи, Соловьев и др. И.Кант (1724-1804), продолжая естественно-правовую традицию определения права через справедливость, указывал, что на уровне эмпирических суждений, когда под правом понимается закон, нельзя выявить общего критерия, позволяющего разграничить справедливое и несправедливое в законе, т.е. дать определение самого права. Право по Канту имеет моральную подоплеку, из чего впрочем  не следует, что нормы права непосредственно выводятся из норм морали.  В наиболее общем виде право – это совокупность условий, позволяющих ограничить произвол одного по отношению к другим посредством объективного, общего закона свободы.

      В отличие от морали, право регулирует внешнюю форму поведения людей Мысли, переживания, субъективные мотивы людей право не интересуют  -  это область морального регулирования. Цель  права состоит в гарантировании морали того социального пространства, в котором она могла бы нормально реализовать себя. Закладывая основы современной концепции правового государства, Кант подчеркивал, что государство и исходящие от него законы должны обеспечивать всеобщность и обязательность правовых установлений, т.е. быть подчиненными праву.

      С еще большей определенностью о моральности права говорить один из последователей Канта Дель Веккио. По его определению право – это объективное согласование возможных действий множества субъектов в соответствии с единым моральным принципом, которым они руководствуются.

      Г.Гегель (1770 –1831) фактически отождествлял мораль и право. Мораль для него есть некое особенное право, а позитивное право – это право в виде законов.

      Соловьев (1853 – 1900) определял право как минимум нравственности:»Право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла». При этом, если естественное право указывает на тенденцию внедрения справедливости (т.е. существующих в обществе представлений о нравственном и безнравственном) в жизнь людей, то позитивное право, согласно Соловьеву., указывает на степень такого внедрения. Ближайшая цель права состоит в восприпятствовании определенным проявлениям зла во вне. Более глубокая цель – очищение нравственных ценностей, заключенных в душе каждого человека от наслоения зла.

      Уже из приведенных здесь отрывочных высказываний о природе права можно заключить, что естественно-правовая концепция не представляет собой какого-то жесткого монолита идей. Что же позволяет нам  объединить различные юридико-содержательные взгляды на природу права  в рамках единой философско-правовой концепции. Все  представители естественно-правовых взглядов ориентируют философию права на историческую редукцию права, т.е. на очищение  логической модели права (сущности права) от случайных исторических наслоений. Цель такой редукции  -  выявление универсального, пригодного для всех правовых систем, сверхправа ( естественного права), с положениями которого должны безусловно согласовываться все нормы позитивного права. Для этого естественное право должно включать в себя неприходящие, общечеловеческие ценности. И такие ценности, согласно идее естественного права, существуют. Это вечные, постоянно действующие, независящие от воли людей нормы и принципы, олицетворяющие разумность и справедливость в жизни людей. Эти нормы и принципы, согласно естественно-правовой концепции, не только служат  образцом для законодателя, но и действуют на прямую.

      Для теологического варианта концепции источник общечеловеческих ценностей – божественная воля, а само  естественное право представляется в виде божественного дара человечеству. Для светского варианта источником общечеловеческих ценностей  является природа вообще, природа человека, природа вещей и т.п.

      Остановимся подробнее на характеристике значения идеи естественного права в развитии государственно-правовой мысли. Один из важнейших постулатов концепции – это  примат субъективного права над объективным правом: права человека должны определять права власти, а не наоборот. Поэтому идея естественного права на протяжении всей своей  истории активно противостояла авторитаризму и произволу в осуществлении политической власти. В первой половине    ХХ век из идеи об естественном праве и неотчуждаемых естественных правах человека выросла реально-действующая и признанная мировым сообществом концепция основных прав и свобод человека.