Методические указания по дисциплине «Философия права», страница 3

       Для юридического правопонимания (это различные концепции естественного права, социологическое и антропологическое направле -

ния в философии права) право и закон – явления нетождественные. ПРАВО – это не субъективное, произвольное , властно-императивное веление, исходящее от государства, а нечто объективное, существующее независимо от воли законодателя и обладающее собственными сущностью и ценностями, иначе говоря, собственным принципом, духом или идеей. В отличие от права ЗАКОН  -  это исходящее от государства или санкционированное им властное веление, содержание которого определяется волей законодателя. Закон имеет социальную ценность лишь постольку, поскольку в нем с учетом конкретных исторических запросов общественного  развития воплощена общесоциальная идея  права. Такой закон  материализует право, становится формой существования права, - это правовой закон (единство юридического духа и юридического  тела). Но процесс позитивации права, т.е. процесс превращения идеи права в закон может иметь и иной результат, когда закон искажает или даже  прямо отрицает идею права. Такой закон признается неправовым, его общерегулятивное значение подменяется узкогрупповым.

      Для легистского правопонимания (это различные концепции и школы юридического позитивизма), напротив,  право и закон  -  понятия тождественные. Легизм отрицает объективность сущности и ценности права как нечто метафизическое, иллюзорное.  ЗАКОН – это и есть  ПРАВО, а какого-либо другого права, помимо закона, не существует. Легизм не признает самостоятельной  ценности права  - право, т.е. закон, ценно лишь как эффективный инструмент официально-властного упорядочения общественных отношений. Изучение права ограничивается изучением эмпирического права, уяснением официального содержания  позитивированных правовых норм.

      Особое место в типологии  правопонимания занимает  так называемая «философия отрицания права». Если юридическое правопонимание и лигизм, хотя и с различных позиций,  но обосновывают ценность права как особого социального регулятора, то философия отрицания права обосновывает историческую конечность права. Это философское обоснование правового нигилизма в его высшей точке развития. Наиболее последовательно эта точка зрения проведена в леворадикальной (марксистско-ленинской) идеологии.  Маркс и его последователи жестко связывали право с существованием товарно-денежных отношений. Устранение частной собственности, а значит и устранение регулируемых правом товарно-денежных отношений, приведет к отмиранию права. Оно будет постепенно вытеснено иными, неправовыми регуляторами – моральными, планово-организационными, техническими нормами.

      В предлагаемом учебном курсе  философское определение права дается контексте либертарно-юридического правопонимания.  Сохраняя традиции юридического правопонимания, либертарно-юридический подход к праву исследует пути преодоления неправового в позитивном праве. При этом  в рамках либертарно-юридического правопонимания преодолевается свойственное традиционному юридическому правопониманию смешения права и морали, абсолютных и относительных  ценностей, резкое противопоставление права и закона.

      Итак, что же такое   П РАВО ?. В плоскости юридической практики термин «право» чаще всего употребляется в двух значениях: субъективном и объективном. Под правом  в субъективном смысле подразумевается нечто, принадлежащее индивиду (различные блага и возможности), все то, чем он может свободно распоряжаться без чьего бы то ни было вмешательства и под защитой государства (например, право на свободу слова, право на труд). Под правом в объективном смысле понимается совокупность установленных или санкционированных государством всеобщих, общеобязательных и обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственного принуждения правил поведения – правовых норм.  Однако эти и подобные им определения права указывают лишь на признаки позитивного права и не дают представления об идее права.