Методические указания по дисциплине «Философия права», страница 4

      Равенство, свобода, справедливость – вот три категории, с помощью которых можно выявить сущность права. Из них равенство или, точнее , формальное равенство участников правового общения – это

Краеугольный принцип права, предопределяющий все остальные сущностные черты права. Можно сказать, что право в его наиболее абстрактном,  философском определении и есть принцип формального равенства. Этот принцип фиксируется лишь правом. Поэтому везде, где обнаруживается реальное проявление формального равенства, имеют место правовые явления - различные формы объективизации или ,  говоря иначе, формы бытия права. К числу таких форм относятся не только традиционно называемые  правовые нормы, правовые отношения и правовое сознание, но и правосубъектность, правовые процедуры. Одним словом, все формы выражения формального равенства.

      История развития правовой мысли и правовой практики представляют собой историю эволюции содержания и объема принципа формального равенства при сохранении незыблемости самого этого принципа. Право как единственный носитель формального равенства не устраняет фактических различий между людьми, но упорядочивает эти различия в соответствии с единым для всех людей масштабом поведения. Право, таким образом, превращает хаос неопределенных фактических различий в стройный порядок формально определенных равных и неравных реальных прав свободных и независимых друг от друга личностей. Задача права – установить и гарантировать в каждый данный момент равную для всех потенциальную возможность приобретения реальных материальных и духовных благ – реальных субъективных прав. Эта равная для всех потенциальная возможность воплощается в концентрированном виде в такой правовой конструкции как правоспособность.

      Другая сущностная грань права заключается в том, что право – это форма свободы людей. Люди социально свободны лишь в меру своего формального равенства, т.е. в меру равной  для каждого потенциальной возможности воплощать в реальность свои воления. Свобода без равного для всех масштаба (без формального равенства) неминуемо  приводит к произволу – к свободе одних за счет несвободы, бесправия других. Право объективно устремлено к все большей свободе для все большего числа людей, иначе говоря,  к признанию все большего числа людей формально равными.

      Наконец, право уже по самому своему определению является носителем абсолютной (общецивилизованной) социальной справедливости, не зависящей от эволюции моральных представлений. Поступать по справедливости – значит поступать в соответствии с всеобщими и равными для всех требованиями нормативной свободы.

      С учетом сказанного философское определение права можно сформулировать в таком виде: право – это объективно необходимая (в этом смысле социально оправданная) всеобщая мера свобод.

       Социальная ценность права обусловлена его сущностью и заключается в том, что право нормативно оформляет и гарантирует высшие духовные ценности цивилизованного образа жизни: упорядоченность общественных отношений, автономию и  созидательную активность личности,  идею гуманизма, объективно необходимое равновесие интересов индивида и общества (идею общего блага). Собственная, объективно существующая ценность права может быть во много раз усилена, благодаря позитивации права (при условии, если позитивное право не искажает, а лишь наполняет реальным, конкретно-историческим содержанием принцип формального равенства). Нормативное, формально определенное, обеспеченное всей мощью государственного принуждения, позитивное право превращает право в реальный инструмент упорядочения  общественной жизни, достижения прогнозируемых социальных результатов. Индикатор степени соответствия  позитивного права идее права – это реально гарантированный  объем субъективных прав (прежде всего  основных прав и свобод человека). Субъективное право является источником самостоятельной силы позитивного права по отношению к государству. Они устанавливают рамки индивидуальной свободы и  не допускают произвольного сужения этих рамок, в том числе со стороны государства. Поэтому позитивное право должно последовательно расширять сферу действия следующих регулятивных принципов: