Методические указания по дисциплине «Философия права», страница 7

      Однако с позиции современной философии права в естественно-правовой концепции неоправданно смешиваются собственно-правовые и неправовые ценности. Естественное право наделяется исходной  ценностью лишь постольку, поскольку оно уже по самой своей природе – нравственное явление. В понятие естественного права, таким образом, наряду с абсолютными, существующими объективно собственно-правовыми характеристиками, включаются неправовые, относительные характеристики, прежде всего, религиозные и моральные. Происходит смешение разнородных ценностей, социальных норм, и право превращается в целостный нравственно-правовой комплекс, с позиции которого и оценивается (как правило, негативно) позитивное право. Естественно правовой подход к праву не столько выявляет собственно природу права,  сколько характеризует нравственные воззрения авторов  различных  естественно-правовых концепций. При этом игнорируется тот факт, что универсальных моральных или религиозных норм не существует: всякая моральная или религиозная система актуальна лишь в определенном  социокультурном ариоле, исходные же правовые начала должны носить общецивилизационный характер. Причина естественно-правового искажения сущности права – определение права через справедливость, когда абсолютизируется моральная составляющая справедливости.

      Если говорить о концепции естественного права в плоскости юридической практики, то идея о возможности применения естественного права, наряду с законом и даже вопреки закону, таит в себе угрозу для режима законности и не исключает возможности юридического произвола.

      Недостатки естественно-правовых взглядов преодолеваются в рамках либертарно-юридического правопонимания. Для такого правопонимания право как форма общественных отношений есть совокупность  таких формальных свойств как равенство, свобода и справедливость. Эти формальности и составляют собственно-правовые характеристики     ценности права. Право и его формальные компоненты не следует      смешивать с фактическими отношениями и неправовыми (например, моральными или религиозными) ценностями. Безусловно, все социальные нормы имеют этическую нагрузку, но это касается позитивного права и не затрагивает собственно-правовых компонентов, долженствующих определять генеральную линию развития позитивного права. Что же касается нормативной конкретизации законодателем принципа формального равенства и выводимых из него также формальных свободы и справедливости, то здесь следует внимательно отнестись к идее С.С.Алексеева о  непосредственно социальных правах и  обязанностях.

        Согласно С.С.Алексееву, исторически определенные объективные основы существования общества порождают определенную модель, требования социально-оправданной свободы поведения. Проходя через сознание людей (причем не без участия господствующих в обществе моральных, религиозных и прочих ценностей) эти требования приобретают характер отдельных, объективно существующих непосредственно социальных прав и обязанностей, например, право на эквивалентность в экономических отношениях, права и свободы человека  и т.д. Используя традиционную терминологию, такие права и обязанности, по мнению Алексеева, условно можно назвать естественным правом. Естественное право, таким образом,  предстает в виде своеобразного поведенческого аспекта объективно действующих в обществе закономерностей, потребностей, интересов и условий жизнедеятельности людей (прежде всего в сфере их материального бытия). С течением времени непосредственные социальные права и обязанности могут приобретать различные нормативно-организационные формы их закрепления, например, в виде моральных, религиозных, корпоративных норм, норм позитивного права. Но они, обладая объективной нормативностью, могут реально действовать и без этих форм их опосредования. Правда, в этом  случае они таят в себе значительную опасность: из своеобразных индикаторов общественного прогресса они могут стать средством оправдания произвола.

        Применив теорию о непосредственно-социальных правах и обязанностях в контексте либертарно-юридического правопонимания, можно прийти к следующему выводу: требования позитивного права должны в каждый данный момент согласовываться с непосредственно социальными  правами и обязанностями. Такое позитивное право и будет выступать в качестве нормативной конкретизации, социально оправданного содержательного наполнения исходного принципа права – принципа формального равенства. Для этого законодатель и юридическая наука должны исходить из принципа примата права (естественного права). Что же касается различных форм реализации юридических норм (исполнения, соблюдения, использования, применения), то здесь следует исходить из принципа верховенства закона (позитивного права).Принцип верховенства права для устранения опасности произвола может и должен применяться в области юридической практики лишь при толковании норм позитивного права как средство уяснения воплощенной в официальной воле законодателя общей воли демократического общества.