Методические указания по дисциплине «Философия права», страница 11

      Социологическое направление в философии права концептуально оформилось во второй половине Х1Х века в рамках так называемой     

«школы свободного права». Однако отдельные положения социологического правопонимания характерны уже для «исторической школы права», сложившейся в Германии в конце ХУШ – в начале Х1Х в. Представители этой школы утверждали, что позитивное право формируется на основе обычаев, которые в свою очередь вырастают из недр  «народного духа», глубин  «народного сознания». Право есть выражение духа народа, складывающегося подобно языку постепенно и стихийно в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодателя. Роль государства и его юридических институтов сводилась исторической школой права к обеспечению существующего в обществе порядка, к простой фиксации в законодательных установлениях того права, которое уже фактически сложилось.  Нормы позитивного права выявляются народным духом через спонтанное осознание людьми своих потребностей и интересов. Несложно заметить, что в исторической школе права переплетаются как социологический, так и психологический подходы к уяснению природы права.

      Во второй половине Х1Х в. стал очевидным разрыв между нормами действующего официального права и все более ускоряющейся динамикой общественных отношений. Правоприменительные органы (прежде всего суды), принимая решения, были вынуждены под видом официального  толкования норм действующего права фактически создавать новое право. Это и послужило материальной основой для оформления социологического правопонимания. Основные постулаты правовой социологии гласят:

1.  Подлинное право следует  искать не среди «бумажных»  норм, а в реальной жизни.

2.  Задача юридической науки состоит не в формально логическом анализе правовых актов, а в изучении общественных отношений, порождающих «живое право».

3.  Писанное право – это «пустой «   звук,  «сосуд», который еще предстоит наполнить реальным содержанием, соответствующим динамике общественных отношений.

4.  Общество развивается быстрее, чем правовая система, поэтому в писанном праве всегда имеет место разрыв между «сущим»  и «должным».

5.  Следует критически относится к традиционным представлениям о праве и справедливости.                                                                   

       Правовые социологи отказываются от создания законодательно  оформленной системы всеобщих и общеобязательных  правовых предписаний. Они предлагают передать правотворческую функцию судам. Последние, по их мнению в отличие от законодателя, непосредственно сталкиваются с конфликтными ситуациями и поэтому лучше осведомлены  о реальных запросах общества и индивида. Создавая право или, точнее, улавливая правовые норм в потоке общественной жизни, судьи должны руководствоваться не писанными нормами права и не принципом какой-то внеисторической справедливости, а социальной выгодой, которая должна быть достигнута в каждом конкретном  деле.  Остаточно четко противопоставление  «живого права» праву  «застывшему» в нормативно-правовых актах  сформулировал амер. ученый-юрист Оливер Холмс.  Писанное право, по его мнению,  это всего лишь предположение о том, какое решение примет судья в конкретной ситуации. Другой американский. юрист Фрэнк, развивая это положение, писал, что судебные решения в значительной пропорции являются непредсказуемыми до того момента, пока дело не начинается слушаться в судебном заседании.

      Сторонники социологической юриспруденции связывают феномен права лишь с социальной реальностью и, хотя очень осторожно, но все допускают возможность конструирования общих правил поведения на основе анализа социальной практики. Эта концепция проявила себя в форме доктрины судебного прецедента. Основные принципы доктрины:

1.  Вступившее в силу решение вышестоящего суда обязательно для всех нижестоящих судов.

2.  Связанность  аппеляционных судов своими ранее принятыми решениями.