История русской философии: основные этапы и представители

Страницы работы

Содержание работы

История русской философии: основные этапы и представители

Философия XIX века

1.  Славянофильство и западничество.

Славянофильство – это направление русской общественной мысли, противостоявшее западничеству. Оно сложилось в среде русского дворянства в 30-40-х гг. XIX века. Западничество - это направление русской общественной мысли 1-й половины XIX века. Их спор – явление, которое характерно только для России. Речь шла о соотношении общечеловеческого и национального в историческом процессе. Если западники подчеркивали первенство общечеловеческого начала, то славянофилы преувеличивали роль национального фактора в истории.

Главными вопросами были: кто мы? Откуда мы? Какова наша роль и предназначение в истории? Каким будет и должно быть будущее России?

И славянофилы, и западники были объединены чувством недовольства существующим режимом и поиском пути его изменения. И те, и другие были в оппозиции к русской самодержавной политике. И те, и другие признавали своеобразие русской истории, ее несовпадение с историей Западной Европы. Они по-разному оценивали петровские реформы.

Внутреннее расхождение касалось отношения к западноевропейской образованности, науке, просвещению. Славянофилы считали необходимым искать в науке истинную народность, а не заимствовать западноевропейские образцы. Западники отвергали возможность существование «народной науки»

 Главной идеей его представителей является идея самобытного развития России, ее религиозно-исторического и культурно-национального своеобразия. Они стремились доказать, что славянский мир призван обновить Европу своими бытовыми, нравственными и религиозными началами.

Западники стояли на точке зрения единства человечества и закономерностей его исторического развития. Они считали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперед западноевропейские народы.

Славянофильство – религиозное учение, рассматривающее церковь и веру как фундамент общества. Славянофилы отстаивали принципы православной религии, западники придерживались секулярных, рационалистических идей.

Славянофилы выдвинули идею «мессианства» России.

Славянофилы: И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин.

Западники: П.Я.Чаадаев, Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, А.И.Герцен

В.С.Соловьев (1853-1900)

- это философ, поэт, литературный критик. Сын знаменитого историка и профессора С.М.Соловьева. Был под влиянием Спинозы, Шопенгауэра, Шеллинга, Гегеля. В 1874 году защитил в Петербурге магистерскую диссертацию.

Соловьев перевел ряд работ Канта, диалоги Платона, принимал участие в издании Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Он написал ряд крупных произведений.  «Кризис западной философии» (1874), «Философия цельного знания» (1877), «Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о богочеловечестве» (1877-1881), «Духовные основы жизни» (1882-1887), «история и будущность теократии» (1885-1887), «Русская идея» (1888), «Россия и вселенская церковь» (1889)

Он отверг материализм и предпринял попытку объединить христианство, платонизм, немецкую классическую философию и научный эмпиризм. Опираясь на идеи Хомякова, Киреевского, Шопенгауэра построил метафизическую систему «цельного знания». Эта система объявляла высшей задачей и последним результатом умственного развития человечества синтез науки, философии и религии. Материальное единство мира сведено к «всеединству», гносеология – к обоснованию иррационального знания, а социология объявила высшим идеалом общества всемирно-теократическую христианскую монархию. Соловьев разработал теократическую утопию. Люди враждебны друг другу изначально. Эта вражда вытекает из борьбы за материальные блага жизни и не может исчезнуть, пока человек не выйдет из естественного состояния. Классовый мир и всеобщее благоденствие человеческого рода достигаются на чисто духовной основе. Решающее значение имеет нравственное совершенствование людей. Нравственность не зависит от материального и рационального (юридических и государственных отношений) начал в человеке. Экономические и политические отношения разъединяют людей, и не они составляют истинную жизнь общества. В основе нормального общества, по Соловьеву, должен лежать духовный союз, который наиболее полно воплощается  в церкви. Он считал необходимым реформировать и церковь, и государство. Он выступал против разделения церквей на православную и католическую. Его идеалом была «вселенская» церковь, прообраз которой он видел в Ватикане. Объединение восточной и западной церквей должно сопровождаться созданием всемирной монархии на основе российского абсолютизма. Таким путем Соловьев подошел к идее «богочеловечества». Для него был жизненным вопрос «быть или не быть правде на земле», а правда – это реализация христианского идеала. Он разработал теорию христианского «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества («Чтения о Богочеловечестве»,1877-81)

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
53 Kb
Скачали:
0