История русской философии: основные этапы и представители, страница 3

  1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. История русской философии. Л.,1972. С.
  2. Графский В.Г. Бакунин. М.,1985
  3. Пустарнаков В.Ф. Бакунин как философ // Бакунин М.А. Избр. филос. соч. и письма. М.,1987. С.
  4. Пустарнаков В.Ф. Бакунин М.А.//Русская философия. Словарь. М.,1999. с.31-32
  5. Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России. М.,2001. С.179-185
  6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.,1995. с.447-466
  7. Хрестоматия по истории философии. Русская философия. Учеб. пос. для вузов. В 3 ч. (Отв. ред. Л.А.Микешина). М.,2001. С. 186-201

П.А.Кропоткин (1842-1921) – теоретик анархизма, философ, ученый (географ, геолог), историк,  литератор, пропагандист идей народничества. У него не было расхождения между деятельностью и гравственными идеалами, между образом жизни и убеждениями.

Основные произведения: «Анархия, ее философия и идеал», «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса», «Записки революционера», «Нравственные начала анархизма», «Речи бунтовщика»,  «Хлеб и воля», «Современная наука и анархия», «Этика. Происхождение и развитие нравственности» и др.

Жизнь Кропоткина уникальна и контрастна. По происхождению князь – потомок рюриковичей (но жил своим трудом). В 1862 г. окончил Пажеский корпус с отличием и был произведен в офицеры, должен быть камер-пажом Александра II. Но стал путешественником. 5 лет прослужил в Сибири, где принял участие в экспедициях по Маньчжурии и Восточной Сибири. Итогом были ценные наблюдения и открытия («Исследования о ледниковом периоде). В 1867 г. подал в отставку, вернулся в Петербург и поступил на физико-математический ф-т университета. Продолжал заниматься географией и геологией. Еще в юности под влиянием русской литературы, Герцена, Чернышевского, социально-политической обстановки у него сложились гуманистические и демократические  представления. В 1872 г., в Швейцарии познакомился с деятельностью 1 Интернационала. В «Записках революционера» он писал о том, что «Мой взгляд на социализм установился. Я стал анархистом». Вернувшись в Россию, он вошел в народнический кружок «чайковцев». Вел революционную пропаганду, в 1874 г. был арестован, заключен в Петропавловскую крепость. Через 2 года бежал из тюрьмы, выехал за границу и прожил там 40 лет – в Швейцарии, Франции, Англии. Участвовал в анархическом движении Западной Европы, продолжал исследовательской и публицистической деятельностью. В июне 1917 г. вернулся в Россию. Умер, готовя многотомное исследование по этике.

            Социальный идеал Кропоткина  –  безгосударственный  (анархический) коммунизм, устанавливаемый после победы революции и гражданской войны. Непременное условие  - изъятие из частного пользования и передача в общее пользование средств производства, введение справедливых принципов распределения.

По Кропоткину, коммунизм без государства рождается из народной жизни, что подтверждает реальная история: первобытный род, сельская община, средневековые цехи и вольные города были созданы и управлялись народом, без государства.

            Кропоткин разработал свою версию анархизма. Как и его предшественники, он не видел положительной роли государства, считал всякую власть злом. Общество, по Кропоткину, - это организм, федерация свободных производственных общин (коммун, коопераций), где личность, руководствуясь принципами солидарности, получает все возможности для развития. Человеческая личность для него – высшая ценность.  Личность у него – малая, но самостоятельная  и равноправная часть не только общества, но и Вселенной. Это же утверждал и Достоевский. Отличие между ними: Кропоткин был атеистом, а Достоевский – христианином.

            Особенно много внимания Кропоткин уделил идее эволюции, причинам изменений в животном и человеческом мирах. Он не отрицал дарвиновского положения о «борьбе за существование» в природе и обществе. Но главным фактором прогрессивного развития животных и людей он усматривал во взаимопомощи, связанной с социальным инстинктом. В своей работе «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» он привел много примеров самоотверженности и взаимной поддержки у животных. Природа учит нас взаимопомощи. Справедливость, равенство, самопожертвование во имя общества толковались Кропоткиным в качестве моральных качеств, способствующих укреплению солидарности людей.