Проблемы обеспечения и защита прав человека в Республике Беларусь, страница 9

Только в том случае, если Комитет признает сообщение приемлемым, оно рассматривается по существу. Для этого сообщение должно удовлетворять ряду требований, а именно:

1.  сообщение не является анонимным и исходит от лица или от группы лиц, находящихся под юрисдикцией соответствующего государства-участника Протокола;

2.  лицо заявляет о том, что является жертвой нарушения соответствующим государством какого-либо из прав, перечисленных в Пакте. Обычно сообщение направляется самим лицом либо его представителем. Комитет, однако, может принять к рассмотрению сообщение, направленное от имени жертвы нарушений прав человека, если окажется, что сама жертва не в состоянии этого сделать;

3.  сообщение не представляет собой злоупотребления правом на представление таких сообщений согласно Протоколу;

4.  сообщение не противоречит положениям Пакта;

5.  такой же вопрос не рассматривается в это же время в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;

6.  данное лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты. Это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается.

Сообщение должно содержать:

1.  данные об авторе;

2.  если автор не является жертвой нарушения прав человека, то причины направления им сообщения;

3.  информацию о жертве нарушения прав человека (если сам автор не является таковой);

4.  в отношении какого государства представлено сообщение;

5.  какие статьи Пакта нарушены;

6.  какие внутренние средства защиты использовались; если использовались не все средства, указать причины этого;

7.  описание фактической стороны дела;

8.  подпись автора.

В целях принятия решения относительно приемлемости сообщения Комитет может запросить у соответствующего государства либо автора дополнительную письменную информацию, которая должна быть представлена Комитету в установленный им срок (обычно 2 месяца). Вся полученная таким образом от государства информация передается автору сообщения. Если же дополнительную информацию представляет автор, Комитет может не сообщать ее соответствующему государству. Комитет может прекратить рассмотрение дела на этой стадии без принятия письменного решения (если автор отзовет сообщение, либо иным образом даст понять, что не желает продолжать дело).

Если сообщение принято к рассмотрению, Комитет начинает его рассмотрение по существу. Об этом уведомляется соответствующее государство, которое имеет возможность в течение 6 месяцев представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие вопрос и любые меры, если таковые имели место, которые могли быть приняты этим государством. Автору, в свою очередь, предоставляется возможность комментировать информацию, полученную от государства.

До принятия окончательного решения Комитет также может испрашивать дополнительную информацию от государства и автора сообщения путем вынесения промежуточных решений. В таких решениях, в частности, может содержаться призыв к принятию государством промежуточных или временных мер защиты (например, не применять смертную казнь).

Затем Комитет формулирует свои «соображения» по рассматриваемому делу, которые и являются окончательным решением, и направляет их соответствующему государству и автору сообщения. Эти «соображения» не являются юридически обязательными, а рассматриваются в качестве рекомендаций Комитета, адресованных государству. Однако на основе этих рекомендаций каждое государство обязано в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах «обеспечить лицу, права и свободы которого… нарушены, эффективные средства правовой защиты (п.а. ч.3 ст.2 Пакта)».

В течение всей процедуры соблюдается принцип равенства сторон: каждая из сторон имеет возможность представить Комитету свои комментарии в отношении информации, полученной от другой стороны. Особо следует отметить, что бремя доказывания в ходе рассмотрения дела не может лежать только на авторе сообщения, поскольку автор и соответствующее государство далеко не всегда имеют равный доступ к доказательствам, а зачастую исключительно государство обладает доступом к необходимой информации. Из смысла п.2 ст.4 Протокола следует, что государство-участник обязано в духе доброй воли расследовать все заявления о вероятно имевших место нарушениях положений Пакта, сделанных в отношении его властей, и представлять Комитету имеющуюся в этой связи информацию.