Проблемы обеспечения и защита прав человека в Республике Беларусь, страница 4

1.  случаи, когда лишение свободы произвольно, поскольку оно явным образом не может быть связано ни с каким правовым основанием, например, продолжительное содержание под стражей по завершении срока наказания или содержания под стражей, несмотря на применимый к заключенному закон об амнистии;

2.  случаи лишения свободы, проистекающие из осуществления прав человека и основных свобод, гарантируемых ст.ст. 7, 13, 14, 18, 19, 20 и 21 Всеобщей декларации прав человека, и в отношении государств-участников Международного пакта о гражданских и политических правах – ст.ст. 12, 18, 19, 21, 22, 25, 26 и 27 Пакта. В этих статьях речь идет о праве на свободное передвижение и свободе выбора местожительства; праве на свободу мысли, совести и религии; свободе мнений и их свободном выражении; праве на мирные собрания; принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, допускаться на общих условиях равенства к госслужбе; праве на равную защиту закона без всякой дискриминации; праве лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком;

3.  случаи, когда несоблюдение всех или части международных норм, касающихся права на справедливое судебное разбирательство, приводит к лишению свободы в любой форме, которое является произвольным по сути. Содержание под стражей может рассматриваться в качестве произвольного в период заключения под стражу до начала судебного процесса, при нахождении под административным арестом и в период отбывания наказания в виде лишения свободы после суда.

РГПЗ занимается рассмотрением индивидуальных дел по предполагаемому произвольному задержанию с тем, чтобы определить, являлось ли задержание произвольным. До тех пор пока РГПЗ не будет располагать достаточной информацией для формулирования своего мнения, дело будет оставаться открытым. Как правило, РГПЗ приступает к рассмотрению индивидуального случая после получения сообщения о произвольном задержании от родственников, правительственных или межправительственных организаций. РГПЗ уполномочена Комиссией по правам человека также рассматривать случаи возможного произвольного задержания по собственной инициативе.

Сообщения в адрес РПГЗ должны направляться в письменной форме и содержать, по возможности, следующие данные:

1.  сведения о личности лица, подвергшегося произвольному задержанию;

2.  дату и место ареста или задержания, сведения о силовом ведомстве (правоприменительном органе), ответственном, как предполагается, за задержание, любую другую информацию об обстоятельствах задержания;

3.  указанные властями причины ареста, задержания или лишения свободы;

4.  законодательство, применимое в данном случае;

5.  шаги, предпринятые на национальном уровне, для подтверждения факта задержания в особенности, обращение в административные или судебные органы, результаты таких шагов, причины, по которым они оказались неэффективными либо не были предприняты;

6.  краткое изложение причин, по которым этот случай рассматривается в качестве произвольного задержания;

7.  полную информацию о лицах (организациях), направляющих сообщение.

Информация, содержащаяся в сообщении, передается соответствующему правительству с просьбой ответить РГПЗ, предпочтительно в течение 90 дней, как в отношении обстоятельств дела, так и в отношении применимого законодательства. РГПЗ также просит правительство предоставить информацию о ходе и результатах расследования, если таковое проводилось.

В свете собранной информации, РГПЗ формулирует одно из следующих мнений:

если лицо, о котором идет речь, освобождено после того, как РГПЗ взялась за рассмотрение его случая, РГПЗ может в принципе решить сдать дело в архив. Тем не менее, РГПЗ оставляет за собой право решить, было ли задержание произвольным, если обстоятельства задержания являются делом принципа и носят особенно серьезный характер;

·  РГПЗ может решить, что рассматриваемый случай не является случаем произвольного задержания;

·  РГПЗ может оставить дело в стадии рассмотрения, пока она обращается к соответствующему правительству или к автору сообщения за дополнительной информацией;