Проблемы обеспечения и защита прав человека в Республике Беларусь, страница 2

3.  так называемая «процедура 1503»;

4.  процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в  соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Специальные механизмы Комиссии по правам человека (КПЧ) и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека

Комиссия по правам человека

Центральное место в правозащитной системе ООН занимает созданная в 1946 году Комиссия по правам человека. В мандат этого межправительственного органа, состоящего из 53 государств-членов, входят исключительно вопросы поощрения и защиты прав человека. На своей первой сессии в 1947 году КПЧ образовала Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств (впоследствии переименованную в Подкомиссию по поощрению и защите прав человека), состоящую из 26 экспертов, которые действуют в личном качестве.

Одним из наиболее эффективных инструментов ООН в области поощрения и защиты прав человека являются созданные КПЧ специальные механизмы (спецдокладчики, представители, независимые эксперты и рабочие группы). Эти механизмы подразделяются на тематические – для рассмотрения особых видов нарушений прав человека в любой точке земного шара, и страновые, которые занимаются положением в области прав человека в отдельных странах.

Особый интерес для Республики Беларусь представляют тематические механизмы КПЧ, в частности, Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям, Рабочая группа по произвольным задержаниям, Спецдокладчик по содействию соблюдению и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, Спецдокладчик по вопросу о религиозной нетерпимости, Спецдокладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов и др.

Отдельные лица и неправительственные организации имеют возможность через тематические механизмы сообщить ООН о вероятно имевших место нарушениях прав человека. В этой связи чрезвычайно важным является сбор полной информации о таких нарушениях. Многие тематические механизмы, которые занимаются индивидуальными делами, предоставляют специальные анкеты для сообщений о нарушениях прав человека находятся на сайте Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека. Если механизм ООН решает, что содержащаяся в сообщении информация достоверна и соответствует его мандату, он передает эту информацию соответствующему правительству либо в форме срочной апелляции, либо в форме письма. В случаях, не терпящих отлагательства (таких как опасность неотвратимой казни), апелляция передается правительству с целью защитить лиц, чьи права нарушаются. В менее неотложных случаях механизм направляет правительству письмо, содержащее описание предлагаемых нарушений и просьбу об ответе. Источник информации при направлении апелляций и писем не разглашается.

Помимо вышеупомянутой деятельности, тематические механизмы также осуществляют инспекции на местах, посещая различные страны для непосредственного изучения ситуации, однако такие визиты имеют место только при согласии соответствующего правительства. По итогам визитов обычно составляются отдельные отчеты, которые представляются Комиссии по правам человека и содержат рекомендации соответствующему правительству по улучшению ситуации.

Механизмы представляют Комиссии по правам человека ежегодные отчеты, в которые включаются как общие вопросы их деятельности (мандаты, методы работы, теоретический анализ, рекомендации), так и обзоры полученной информации и ответы правительств по странам.

Некоторые из тематических механизмов, имеющих особую актуальность.

Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям (РГННИ) занимается вопросами, связанными с насильственными или недобровольными исчезновениями людей и оказывает помощь их семьям в выяснении судьбы и местонахождения их пропавших без вести родственников. Мандат РГННИ основан главным образом на Международном пакте о гражданских и политических правах и на Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений, принятой резолюцией 47/133 Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1992 года.