Проблемы обеспечения и защита прав человека в Республике Беларусь, страница 7

Периодические доклады государств в соответствии с международными договорами в области прав человека

Государства, становясь участниками международных договоров по правам человека, берут на себя обязательства соблюдать их положения не только перед другими государствами, но и перед своими гражданами и всеми лицами, находящимися под их юрисдикцией. Наблюдение за выполнением государствами их обязательств по ряду основополагающих международных договоров в области прав человека осуществляют специально созданные для этой цели органы: Комитет по правам человека (наблюдает за выполнением Международного пакта о гражданских и политических правах), Комитет по ликвидации расовой дискриминации (наблюдает за выполнением Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации), Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (наблюдает за выполнением Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (наблюдает за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), Комитет против пыток (наблюдает за выполнением Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания), Комитет по правам ребенка (наблюдает за выполнением Конвенции о правах ребенка). Основная функция этих органов – рассматривать доклады, представляемые на регулярной основе государствами-участниками соответствующих договоров. Доклады рассматриваются договорными органами с точки зрения принятия государством законодательных, судебных, административных и других мер по выполнению положений соответствующих договоров, прогресса, достигнутого в обеспечении соответствующих прав и свобод, а также с точки зрения любых факторов и трудностей, препятствующих выполнению договоров. Доклады рассматриваются на публичных заседаниях комитетов в присутствии представителей  того государства, чей доклад рассматривается. Обсуждение докладов осуществляется на основе информации, представленной соответствующим государством, а также различными органами ООН, межправительственными региональными организациями и НПО с консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). По итогам рассмотрения периодических докладов комитеты принимают замечания, которые носят рекомендательный характер.

Республика Беларусь является участницей всех вышеупомянутых международных договоров и обязана представлять соответствующие периодические доклады в международные договорные органы. Необходимо отметить, что при рассмотрении докладов комитеты большое значение придают тому, имела ли место публичная подготовка доклада тем или иным государством, в частности, в сотрудничестве с национальными НПО.

Если в рамках двух вышеупомянутых элементов правозащитной системы ООН взаимодействие осуществляется в основном по линии «международные органы – государства», а сообщения отдельных лиц и НПО служат в целях сбора информации, то два следующих элемента предусматривают возможность непосредственного обращения индивидов в международные органы, которые рассматривают индивидуальные сообщения по существу.

«Процедура 1503»

Рассмотрение индивидуальных сообщений о вероятно имевших место нарушениях прав человека в соответствии с так называемой «процедурой 1503» регулируется резолюцией ЭКОСОС 1503 (XLVIII) от 27 мая 1970г. Согласно этой резолюции Подкомиссия по поощрению и защите прав человека назначает рабочую группу из пяти своих членов, которая раз в год в течение двух недель непосредственно перед сессией Подкомиссии рассматривает и доводит до ее сведения все сообщения, свидетельствующие о грубых и массовых нарушениях прав человека и основных свобод, наряду с ответами, получаемыми от соответствующих государств. Подкомиссия, обсудив доклад рабочей группы, может обратить внимание КПЧ на ту или иную ситуацию, существующую в определенной стране. Комиссия, в свою очередь, может после соответствующего изучения положения дел представить ЭКОСОС доклад со своими выводами и рекомендациями. В качестве альтернативы она может учредить рабочую группу экспертов или назначить своего представителя в целях посещения того или иного государства с согласия последнего и проведения переговоров с правительством. Выводы и предложения экспертов затем обсуждаются Комиссией. Комиссия может также прекратить рассмотрение дела.