Проблемы обеспечения и защита прав человека в Республике Беларусь, страница 5

·  РГПЗ может сдать дело в архив, если сочтет, что она не в состоянии получить достаточную информацию;

·  если РГПЗ считает, что произвольный характер задержания установлен, она объявляет задержание произвольным и делает рекомендации соответствующему правительству по исправлению ситуации.

РГПЗ применяет процедуру срочных действий в тех случаях, когда имеются достаточно достоверные заявления о том, что человек задержан произвольно и что дальнейшее пребывание в качестве задержанного может представлять серьезную угрозу для его здоровья или жизни. РГПЗ может применять процедуру срочных действий и в других случаях, когда она считает, что это диктуется ситуацией (например, когда человека не освобождают, несмотря на судебное решение на этот счет). В таких случаях правительству посылается срочное обращение, содержащее просьбу в его адрес принять безотлагательные меры по обеспечению права задержанного на жизнь и на физическую и психическую целостность. Такие срочные обращения никоим образом не предрешают окончательной оценки того, является ли задержание произвольным. Когда состояние здоровья задержанного вызывает особое беспокойство, РГПЗ может также призвать правительство рассмотреть возможность его безотлагательного освобождения.

Любой ответ, направленный правительством в адрес РГПЗ, передается автору сообщения, чтобы он мог его прокомментировать. Если правительство не ответило до истечения установленного срока, РГПЗ может сформулировать свое мнение в отношении случая задержания на основании имеющейся у нее информации.

Специальный докладчик по вопросу о содействии соблюдению и защите права на свободу мнений и их свободное выражение уполномочен сообщать о дискриминации лиц, пытающихся осуществить право на свободу мнений и их свободное выражение или содействовать такому осуществлению, в частности, профессионалов в области информации, об угрозах насилием или о применении насилия в отношении таких лиц и о причинении им беспокойства (включая их преследование и запугивание). Он также уполномочен делать рекомендации по этим вопросам.

Спецдокладчик определил право на свободу мнений и их свободное выражение как:

Мнения: каждый человек должен быть свободен иметь любое мнение и, следовательно, должен быть свободен от воздействия на него против его воли посредством угрозы, принуждения или применения силы.

Выражение: это право любого лица обращаться за информацией и идеями любого рода и получать их и делиться ими посредством любых средств массовой информации по своему выбору. Ограничения на право на свободу выражения могут налагаться только в целях:

1.  уважения прав и репутации других лиц;

2.  охрана государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Ограничения должны быть официально и конкретно установлены законом. Более того, эти ограничения должны быть пропорциональны законной цели, для достижения которой они вводятся.

Спецдокладчиком разработаны указания в отношении представления в его адрес информации, а именно:

Заявление относительно какого-либо лица или лиц: по возможности подробное описание, включающее в себя полное имя, возраст, пол, этническое происхождение (если оно имеет отношение к делу), профессию, членство в организациях, прошлое или нынешнее участие в политической, социальной, этнической или профсоюзной группе/деятельности, а также сведения о другой деятельности, имеющей отношение к заявленному нарушению;

·  Заявление относительно средства массовой информации: по возможности подробное описание предполагаемого нарушения права, включающее в себя дату, место и обстоятельства события; характер пострадавшего СМИ (например, газета, независимая радиостанция и т.д.), включая тираж, периодичность издания, частоту, на которой осуществлялось вещание, публичное выступление и т.д.; политическая ориентация СМИ (если она имеет отношение к делу);