Проблемы обеспечения и защита прав человека в Республике Беларусь, страница 8

В 1971 году Подкомиссией были установлены критерии приемлемости сообщения для принятия его к рассмотрению, а именно:

1.  объект сообщения не должен находиться в противоречии с принципами Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека и других соответствующих документов в области прав человека.

2.  изучение сообщения вместе с ответами соответствующего правительства, если таковые поступили, дает достаточные основания полагать, что речь идет о систематических, грубых и достоверно подтвержденных нарушениях прав человека и основных свобод;

3.  источником сообщения является лицо или группа лиц, которые, как есть основания заключить, являются жертвами нарушений прав человека, либо любой человек или группа лиц, которые обладают прямой и достоверной информацией о таких нарушениях. Сообщения от НПО являются приемлемыми, если НПО действует в духе доброй воли в соответствии с признанными принципами прав человека, не прибегая к политически мотивированным утверждениям, противоречащим положениям Устава ООН, и обладает прямой и достоверной информацией о нарушении.

Сообщение не может являться неприемлемым только по той причине, что информация получена опосредованно, если она подтверждена четкими доказательствами. Однако сообщение будет являться неприемлемым, если оно основывается исключительно на информации, распространенной СМИ.

Анонимные сообщения признаются неприемлемыми.

Установлен также ряд требований к содержанию сообщений и природе утверждений о нарушениях прав человека:

1.  сообщение должно содержать описание фактов и указывать цель обращения, а также перечислять те права, которые были нарушены.

2.  сообщение является неприемлемым, если его язык оскорбителен, в частности, в отношении государства, против которого это сообщение направлено; однако сообщение может быть рассмотрено, если оно удовлетворяет остальным критериям приемлемости после того, как из него исключены оскорбительные выражения;

3.  сообщение является неприемлемым, если оно имеет явную политическую мотивацию и его существо противоречит Уставу ООН.

Сообщение является неприемлемым, если не исчерпаны национальные (внутренние) средства защиты прав человека, или же необходимо убедительно доказать, что такие средства были бы неэффективными либо чрезмерно длительными по времени.

При направлении сообщений в соответствии с «процедурой 1503» следует избегать дублирования с другими существующими процедурами международного разбирательства и урегулирования, а также исключить повторяющееся представление в органы ООН сообщений по ситуациям, уже урегулированным в соответствии с принципами прав человека. Сообщение признается неприемлемым, если принятие его к рассмотрению может нанести ущерб функционированию спецучреждений ООН.

Вся процедура 1503 является конфиденциальной до тех пор, пока Комиссия по правам человека не примет иного решения. Начиная с 1987 года, председатель Комиссии официально объявляет, положение в каких странах обсуждается в соответствии с этой процедурой. Все это оказывает определенное политическое воздействие на государства.

Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в соответствии с факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

 Процедура, предусмотренная резолюцией 1503 (XLVIII), вводилась в 1970 году как временная, до вступления в силу Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Протокол вступил в силу еще в марте 1976 года, однако многие государства-члены ООН не являются его участниками, и возможность рассмотрения сообщений о нарушениях прав человека в таких государствах продолжает сохраняться лишь в рамках «процедуры 1503».

Процедура, предусмотренная Протоколом, может быть применена только в том случае, если государство-участник Протокола признает компетенцию Комитета по правам человека получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, подпадающих под юрисдикцию этого государства, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством какого-либо из прав, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах.

Рассмотрение сообщений происходит на закрытых заседаниях Комитета, все документы, связанные с этой работой, конфиденциальны.