Проблемы обеспечения и защита прав человека в Республике Беларусь, страница 6

·  Сведения о предполагаемых виновниках: название, принадлежность к государственному органу и причины, по которым заявитель считает их ответственными. Если предполагаемые виновники не принадлежат ни к каким госорганам, следует указать, какое отношение они имеют к государству (например, сотрудничество с органами госбезопасности или поддержка с их стороны); если это применимо, следует указать на поощрение государством деятельности таких лиц либо на терпимое отношение со стороны государства к подробной деятельности, включая угрозы насилия или применение насилия в отношении лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и их свободное выражение, в том числе право обращаться за информацией, получать ее и делиться ею, и причинение таким лицам беспокойства;

·  Информация относительно действий государственных органов; название ответственного органа власти (должностное лицо, министерство и т.п.), примененный закон и шагов, предпринятые в стране, чтобы добиться судебной защиты. Если инцидент включает в себя арест или задержание, следует указать причастный орган власти, примененный закон, местонахождение места содержания под стражей, если оно известно, сведения о допуске адвоката и встречах с членами семьи, шаги, предпринятые в стране, чтобы добиться судебной защиты. Если это применимо, следует сообщить сведения о том, проведено ли расследование и сели проведено, каким госорганом, а также сведения о состоянии расследования на дату подачи заявления, в том числе о том, предъявлено ли в ходе расследования обвинение.

В том, что касается рассмотрения отдельных случаев нарушения права на свободу мнений и их свободное выражение, Спецдокладчику следует направлять информацию о:

1.  задержании или дискриминации лиц, пытающихся осуществить вышеупомянутое право либо содействовать его осуществлению, в том числе профессионалов в области информации, угрозах насилием или применении насилия в отношении таких лиц и причинении им беспокойства, включая их преследование и запугивание;

2.  деятельности оппозиционных политических партий и профсоюзных активистов, будь то группа или отдельное лицо;

3.  действиях, направленных против СМИ (печатных и вещательных), или препятствиях, чинимых их независимой работе;

4.  действиях, направленных против издателей и сотрудников, работающих в других СМИ, включая книги, журналы, кино, театр и изобразительное искусство;

5.  деятельности правозащитников (например, адвокатов, общественных активистов и др.);

6.  о правах женщин в контексте препятствий, включая законы и практику, к осуществлению женщинами права на выражение ими своих взглядов и права быть услышанными, права участвовать в процессе принятия решений, права на равенство перед законом и права обращаться за информацией по вопросам, имеющим для них особую актуальность, например, планирование семьи и насилие над женщинами, и получать такую информацию;

7.  препятствиях в доступе к информации на местном, регионально и общегосударственном уровнях, касающейся правительственных проектов и инициатив в целях реализации права на развитие; препятствиях к участию в процессе принятия решений, а также препятствиях в доступе к информации на другие темы, а именно:  экологические исследования и анализ воздействия экологии на здоровье, госбюджет, расходы на социальные нужды, проекты развития промышленности и торговая политика.

Сообщения о нарушениях права на свободу мнений и их свободное выражение, направляемые в адрес Спецдокладчика, должны содержать информацию об авторе: имя, полный адрес, номера телефона и телефакса и, по возможности, адрес для электронной почты. Если Спецдокладчик сочтет это необходимым или если его об этом попросят, информация об авторе сообщения будет считаться конфиденциальной.

Помимо вышеперечисленной информации, Спецдокладчик заинтересован в получении любых дополнительных комментариев или справочных материалов, которые автор сообщения считает относящимися к делу. Важно информировать Спецдокладчика о развитии ситуации по конкретному случаю, что относится как к положительным, так и отрицательным событиям.

Другие специальные механизмы:

Специальный докладчик по внесудебным или произвольным казням принимает меры в случае вынесения смертного приговора в результате несправедливого суда или нарушения права на обжалование или помилование, в случае смерти в результате пыток в местах заключения, в случае смерти в результате нападения сил безопасности государства и т.п.