Проблемы обеспечения и защита прав человека в Республике Беларусь, страница 3

В соответствии с Декларацией, исчезнувший человек – это лицо, которое было подвергнуто аресту, задержанию или похищению против его воли или каким-либо иным образом лишено свободы должностными лицами различных звеньев или уровней правительства, организованными группами или частными лицами, действующими от имени правительства, при его прямой или косвенной поддержке, с его разрешения или согласия, при последующем отказе сообщить о судьбе или местонахождении таких лиц или признать лишение их свободы, что ставит данных лиц вне защиты закона.

РГННИ занимается рассмотрением индивидуальных дел, однако не может делать этого по собственной инициативе, а лишь на основании поступивших в ее адрес сообщений. Эти сообщения должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1.  должно быть указано полное имя исчезнувшего человека и основные данные, позволяющие идентифицировать его (например, номер его паспорта или другое удостоверение личности, фотография);

2.  должна быть указана дата "исчезновения" – день, месяц и год ареста, похищения или последнего появления этого человека на людях. Если последний раз "исчезнувшего" человека видели в месте заключения, достаточно указать приблизительную дату;

3.  следует указать место ареста или похищения, или район, где "исчезнувшего" человека видели в последний раз;

4.  следует указать тех, кто, вероятно, осуществил арест или похищение или тех, кто удерживает исчезнувшего человека в неопределенном месте;

5.  следует сообщить о шагах, предпринятых для определения судьбы или местонахождения исчезнувшего человека, или, по крайней мере, указать, что внутренние усилия по розыску исчезнувшего ни к чему не привели;

6.  следует указать лицо или организацию, отправляющую сообщение (согласно просьбе отправителя эти данные будут конфиденциальными).

В адрес РГННИ следует отправлять копии, а не оригиналы документов, имеющих отношение к делу.

"Исчезновение", о котором сообщается РГННИ, не должно являться случаем кратковременного необъявленного задержания.

Получив сообщение, соответствующее вышеупомянутым требованиям,  РГННИ направляет данное дело соответствующему правительству, обращаясь с просьбой к властям провести расследование и сообщить РГННИ о его результатах. Случаи "исчезновений", которые произошли за три месяца до получения РГННИ сообщений об этом, направляются соответствующему правительству с целью принятия им срочных мер по установлению судьбы и местонахождения "исчезнувшего" человека.

Любой ответ правительства, содержащий информацию о судьбе или местонахождении "исчезнувшего" человека, направляется автору сообщения. Если автор не реагирует на ответ правительства в течение 6 месяцев, либо если он отвергает информацию, предоставленную правительством, по неправомерным, с точки зрения РГННИ, основаниям, дело считается "разъясненным" и, соответственно, помещается в раздел ежегодного отчета РГННИ "Дела, разъясненные ответом правительства". Если автор сообщения ставит под сомнение информацию правительства на правомерных основаниях, правительство информируют об этом и просят прокомментировать реакцию автора. В этом случае дело остается открытым.

По крайней мере, раз в год РГННИ напоминает соответствующему правительству о делах, которые все еще не были разъяснены, и два раза в год – обо всех срочных делах, которые были переданы правительству в течение предыдущих 6 месяцев и по которым не было получено разъяснения.

Рабочая группа по произвольным задержаниям (РГПЗ) уполномочена расследовать случаи лишения свободы, в частности, в нарушение Всеобщей декларации прав человека, Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятого резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 года. РГПЗ может по приглашению правительства посещать места содержания под стражей, чтобы удостовериться в условиях содержания и в правовом статусе заключениях.

РГПЗ занимается ситуациями, связанными с произвольным лишением свободы, которые подразделяются на 3 категории: