Методические указания по проведению семинарских занятий дисциплины "Экологическое право", страница 6

и соблюдение государственными органами, юридическими и физическими лицами установленных эколого-правовых норм. Эта деятельность имеет строго определенную управленческую, т.е. административно-правовую направленность. Управленческая деятельность направлена на осуществление мер по сокращению поступлений в окружающую среду вредных и загрязняющих веществ; на создание экологически обоснованного размещения и развития производственных сил; формирования системы слежения и учета за негативным влиянием факторов окружающей среды; достижения рационального природопользования. Управление природопользованием базируется на следующих принципах: законности осуществления управления; приоритета экологической безопасности; учета экологических интересов при экономическом росте потребления; планирования государственного управления. Различают следующие виды управления: государственное управление (в масштабах всего государства); отраслевое; производственное; общественное в рамках предоставленных полномочий. Различают органы общей, специальной, межведомственной и отраслевой компетенции.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды реализуется выполнением целого комплекса специфических функций. Различают организационные, предупредительно-охранительные и стабилизационные функции. К организационным относятся пространственно-территориальное устройство объектов природы (землеустройство, лесоустройство, охотоустройство, ведение кадастра и т.д). К предупредительно-охранительным – экологический мониторинг, экологический аудит, экологическая экспертиза, экологический контроль. К стабилизационным – экологическая стандартизация и сертификация, экологическая паспортизация, экологическое нормирование, экологическое лицензирование, экологическое информирование.

Использование природных ресурсов осуществляется в различных формах. Конституцией Украины и ч.2 ст.38 ЗУ «Об охране окружающей природной среды» гражданам и другим лицам гарантируется право пользоваться природными объектами, принадлежащие государственной и коммунальной собственности, с целью удовлетворения своих потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных) при условии, не ухудшая экологическую ситуацию и природные качества объекта. Таким образом, гарантируется общее использование природных ресурсов без закрепления и предоставления соответствующих разрешений на бесплатной основе. Право общего пользования граждан возникает с момента рождения человека. Правом общего пользования обладают не только физические, но и юридические лица. Так, согласно ст.48 Водного кодекса Украины не относятся к специальным видам пользования  пропуск воды через гидроузлы (кроме гидроэнергетических), изъятие подземных вод вместе с полезными ископаемыми, проведение буровых работ,  а также забор воды для противопожарных целей.

В порядке специального использования природных ресурсов гражданам, субъектам хозяйственной и предпринимательской деятельности согласноч.3 ст.38 ЗУ «Об охране окружающей природной среды» природные объекты предоставляются  во владение, пользование или в аренду на основании специальных разрешений, за определенную плату, согласно целевому назначению. В соответствии с кодексом Украины «О недрах», недра не предоставляются в частную собственность, а лишь предоставляются только в пользование. Специальное использование более детализировано в водном законодательстве. Согласно ст.48 Водного кодекса Украины забор воды из водного объекта с применением сооружений  или технических устройств, использование воды и сброс сточных вод с применением каналов. Спецводопользование осуществляется для удовлетворения питьевых нужд, хозяйственно-бытовых промышленных, сельскохозяйственных и иных нужд. Природопользование может быть временным, общим и совместным. Важным условием в природопользовании имеют сроки, которые подразделяются на постоянные и временные (долгосрочные от 3 до 25 лет и краткосрочными – до 3 лет). При аренде земли до 50 лет.

Возникновение субъективного права пользования объектами природы связано с наличием соответствующей правоспособности, т.е. быть носителем прав и обязанностей. Возникает со дня рождения и прекращается со смертью лица. Дееспособность, т.е. своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности предусматривает сознательное поведение лица с юридическими последствиями. Основание права пользования возникает на основании юридического акта, который закрепляет юридический факт. Юридические факты подразделяются на события, юридические действия и состояния. Основанием прекращения, приостановления, изменения права природопользования являются такие аспекты, которые предусмотрены законодательством –это смерть, добровольный отказ от права пользования или когда отпала надобность в природном объекте, по окончанию срока пользования, изъятие природного объекта для государственных нужд, прекращение деятельности субъекта (безусловные основания). Условными основаниями являются нецелевое использование, расторжение договора пользования объектом. Предусмотрены приостановление, ограничение или изменение права пользования. Пользование природными объектами согласно действующему законодательству, возможно на условиях аренды (ЗУ «Об аренде земли» от 2003 г., «Об охотничьем хозяйстве и охоте» от 2000 г.).