Методические указания по проведению семинарских занятий дисциплины "Экологическое право", страница 20

Семинар №14. Тема «Правовое обеспечение обращения с отходами в Украине. Понятие зон чрезвычайных экологических ситуаций»

Понятие отходов дано вст.1  ЗУ «об отходах» от 1998 г. Отходы - это любые вещества, материалы и предметы, которые образуются в процессе человеческой деятельности и не имеют дальнейшего использования по месту образования или выявления таких и которых их собственник должен избавиться путем их утилизации или удаления. Виды отходов определяются ДК 005-96 (державный классификатор), утвержденный госстандартом 1996 г. Классификатор отходов разделяет отходы на виды по различным критериям. В законе дается понятие опасным отходам – это отходы, которые имеют такие физические, химические, биологические или иные опасные качества, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей среды и здоровья человека  и требуют специальных методов и способов обращения с ними. Согласно ст.34 ЗУ «Об отходах» все опасные отходы по степени опасности деляться на 4 класса. Классы опасности отходов определяются  согласно СанПин 2.2.7.029-99 «Гигиенические требования по обращению  с промышленными отходами и определения их класса опасности для здоровья населения», утвержденные постановлением ГлавГоссанврача Украины 1999 г. №29. перевозка опасных отходов осуществляется в соответствии с ЗУ «О перевозке опасных отходов» от 2000 г., который предписывается, что перевозка опасных отходов осуществляется при условии обязательного страхования гражданской ответственности. В ЗУ «Об отходах» регламентировано, что отходы являются объектом права собственности. Таким образом отходы, которые не имеют собственника являются бесхозными. Собственниками таких отходов являются соответствующие территориальные громады. Порядок выявления бесхозных отходов утвержден постановлением КМ Украины 1998 г. №1217. 

ЗУ «О металлоломе» от 1999 г. регламентирован порядок обращения с металлоломом. Органом управления в сфере обращения с металлоломом  является Минпромышленной политики Украины. Использование отходов как вторичного сырья или энергетических ресурсов называется утилизацией отходов. Радиоактивные отходы представляют собой повышенную опасность. Правовые отношения в этой сфере регулируются ЗУ «Об обращении с радиоактивными отходами». Этим законом предусмотрено создание объектов для обращения с радиоактивными отходами. В 2001 году Минприроды утвердило «Временную методику  определения ожидаемых убытков от загрязнения окружающей среды при, транспортировки опасных веществ и отходов.

            Правовую основу регулирования режима ЧЭС составляют Конституция Украины, ЗУ «Об охране окружающей природной среды», «О зоне ЧЭС», «Об аварийно-спасательных службах» «О правовом режиме чрезвычайного положения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера». Регламентирование положения состояния как ЧЭС вызвано тем, что оно тесно связано с национальной безопасностью и чрезвычайным положением. Последние два термина более широкие, чем ЧЭС в связи с чем, эти положения регламентируются отдельными ЗУ. Однако в этих законах имеются положения, регулирующие общественные отношения при ЧЭС. Понятие ЧЭС определено в ст.65 ЗУ «Об охране окружающей природной среды» и в ст.1 ЗУ «О зоне ЧЭС». Исходя из анализа выше указанных законодательных актов, можно сформулировать понятие ЧЭС. И так под ЧЭС понимается  нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей, при которых на отдельных территориях возникли негативные изменения в окружающей среде, которые требуют применения чрезвычайных мер со стороны государства. Зоны ЧЭС характеризуются: стойкими, длительными, негативными изменениями в окружающей среде, которые создают угрозу для жизни и здоровья людей. Негативные изменения в окружающей среде представляют собой утрату, истощение, уничтожение отдельных природных комплексов вследствие чрезмерных загрязнений или разрушений под воздействием разрушительного влияния природных. Согласно постановлению Кабмина от 24.03.2004г. №268 «Об утверждении порядка классификации ЧС техногенного и природного характера по их уровням» ЧЭС от объема причиненного вреда, а также технических и материальных ресурсов необходимых для ликвидации ЧС классифицируются на государственные, региональные, местного и локального (объектного уровня). Для определения уровня установлены такие критерии: территориальное распространение, объемы МТ ресурсов необходимые для ликвидации ЧЭС, количество людских ресурсов необходимых для ликвидации; количество пострадавших; размер причиненных и ожидаемых убытков. Отдельная местность объявляется президентом Украины по предложению. СНБ или по представлению КабМина. КабМин вносит представление по предложению органов центральной власти, Совмина АР Крым, обл, органов местного самоуправления. Отдельной местности в АР Крым может инициировать ВР АР Крым. Указ Президента немедленно доводится до сведения населения через СМИ и систему оповещения ГО. В Украине существует единая система предупреждения и реагирования на ЧЭС (единая государственная система гражданской защиты населения и территорий ЕГС), которая определена ст.1 ЗУ «О правових основах гражданской защиты» от 24.06.2004 г. ЕГС состоит из координирующих органов - Совета национальной безопасности, Госкомиссии по вопросам техногенной экологической безопасности и ЧЭС, Национального совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, специальная правительственная комиссия по каждой ЧЭС.