Методические указания по проведению семинарских занятий дисциплины "Экологическое право", страница 23

История международного права в области охраны ОПС начинается с конвенции по охране дикой природы Африки, 1900 г. В России точкой отсчета принято считать 1911 г., когда была подписана Конвенция по охране морских котиков. В настоящее время существует множество многосторонних международных конвенций и соглашений. Рассмотрим основные из них.

Конвенция об оценке воздействия на ОС в трансграничном контексте. Конвенция составлена в Эспоо (Финляндия) 25.02.1991 г. Она рассматривает комплекс мер по предотвращению вредного трансграничного воздействия в результате планируемой деятельности, а также по его уменьшению и контролю за ним. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий. Конвенция была подписана от имени Правительства 17.03.92 г. в Хельсинки. Настоящая конвенция применяется в отношении промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий тех аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями. Венская конвенция об охране озонового слоя. Эта Конвенция, подписанная 22.09.85 и ратифицированная 18.06.86, направлена на принятие соответствующих мер для охраны здоровья людей и окружающей среды от вредных воздействий, которые возникают или могут возникнуть в результате человеческой деятельности, изменяющей или способной изменить озоновый слой. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Базельская конвенция была подписана 22.03.89, ратифицирована Она определяет порядок контроля за трансграничным перемещением опасных отходов. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (Рамсаарская конвенция). Эта Конвенция была подписана Правительством СССР 02.02.71. В ее текст вносились поправки Протоколами от 03.12.82 и 22.05.87. Она направлена на охрану водно-болотных угодий, их флоры и фауны. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция). Эта Конвенция была подписана 29.12.72, ратифицирована СССР 15.12.75. Она касается специальных проблем прямого загрязнения морских экосистем. Участники Лондонской конвенции договорились способствовать эффективной борьбе с источниками загрязнения морской среды и обязались принимать все возможные меры для предотвращения загрязнения моря сбросами отходов и других материалов. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАRРОL 73/78). Участники Конвенции обязуются осуществлять положения настоящей Конвенции и тех приложений к ней, которыми они связаны, в целях предотвращения загрязнения морской среды вредными веществами или стоками, содержащими такие вещества. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. с поправками (Конвенция МАRPOL 73/78), до сих пор является самым честолюбивым международным соглашением по снижению загрязнения моря. Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года (Конвенция о фонде 1992 года). Международный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 г. создан для обеспечения компенсации ущерба от загрязнения в той мере, в какой защита, предоставляемая по Конвенции об ответственности 1992 г., является недостаточной. Фонд обязан выплатить компенсацию любому лицу, понесшему ущерб от загрязнения, если оно не могло получить полное и достаточное возмещение ущерба на основании Конвенции. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года. Эта Конвенция содержит требования по проведению предупредительных и предохранительных мер во избежание загрязнения нефтью. Суда должны иметь на борту план чрезвычайных мер по борьбе с ним. Капитаны обязаны безотлагательно сообщать о любом событии, связанном с их судном и повлекшем сброс нефти, или ситуации, которая может привести к подобному исходу. Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (Хельсинкская конвенция). Она была подписана в марте 1974 г. представителями прибрежных стран Балтики: ГДР, Данией, Польшей, СССР, Финляндией, ФРГ, Швецией — и вступила в силу в мае 1980 г. Хельсинкская конвенция стала первым международным соглашением, затрагивающим все источники загрязнений, расположенные на побережье (точечные и диффузные), в море (морские суда), а также атмосферу. В 1992 г. обновленная Конвенция была подписана всеми странами Балтийского моря и Комиссией Европейского экологического сообщества.