Методические указания по проведению семинарских занятий дисциплины "Экологическое право", страница 21

Основные вопросы

  1. Понятие отходов.
  2. Понятие опасных отходов и их правовой режим.
  3. Понятие Чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС).
  4. Порядок предотвращения и ликвидации ЧЭС.

Изучить и использовать источники (4, 5, 6, 7, 10, 11)

Контрольные вопросы к семинарскому занятию

  1. Понятие и виды отходов.
  2. Сущность ДК 005-96.
  3. Основные требования и положения ЗУ «Об отходах».
  4. Правовой режим опасных отходов.
  5. Порядок обращения с бытовыми отходами.
  6. Понятие бесхозных отходов.
  7. Понятие металлолома и его правовой режим.
  8. правовая регламентация обращения с радиоактивными отходами.
  9. Юридическая ответственность в сфере обращения с отходами.
  10. Понятие чрезвычайной экологической ситуации.
  11. Основные требования ЗУ «О чрезвычайном положении» и ЗУ «О зоне чрезвычайной экологической ситуации».
  12. Виды чрезвычайных экологических ситуаций.
  13. Понятие зон чрезвычайной экологической ситуации.
  14. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации.
  15. Порядок определения категорий зон радиоактивного загрязнения территорий .
  16. Правовое обеспечение предотвращения и ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций.
  17. Органы, обеспечивающие решение вопросов при ЧЭС.
  18. Цель и задачи единой национальной системы связи (ЕНСС).
  19. Функции МЧС Украины при ЧЭС.

Семинар №14. Тема «Экологическое законодательство зарубежных стран. Международно-правовая охрана окружающей природной среды»

В некоторых государствах возникновение экологического законодательства относится ко второй половине 19 века. Так в Великобритании, в 1863 году. был принят закон о щелочном и других видах производства. Во Франции в 1917 был принят закон о регулировании размещения промышленных предприятий с учетом их экологической опасности. Однако, только в 60 годах, когда экологический кризис охватил ряд развитых государств, стало формироваться и развиваться национальное экологическое законодательство и образование структур, обеспечивающих контроль за его соблюдением. Таким образом, экологическое законодательство развивалось под воздействием острых экологических проблем и активизации общественного движения. Общей тенденцией было развитие экологического права на местном уровне, а затем на национальном. Проблемы загрязнения вод и атмосферного воздуха решались на уровне санитарного законодательства и здравоохранения путем принятия правовых актов органами местного самоуправления.

Иные задачи стояли перед развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, где велась интенсивная эксплуатация природных ресурсов (вырубка лесных массивов, добыча полезных ископаемых). Важной задачей стояла сохранения экономических условий обеспечения населения продовольствием, предотвращение деградации почв, сохранения водных ресурсов путем контроля за охраной и использованием природных ресурсов. В большинстве государств в Конституции содержатся нормы обеспечении качественной окружающей среды. Так в Конституции Италии декларируется, что Республика охраняет природу. В Швейцарии государство заботиться о пейзаже, природных достопримечательностях и памятниках и охраняет их. В Конституциях Португалии, Испании, Бразилии закреплено право на человека на благоприятную окружающую среду. Формирования современного законодательства в развитых государствах основано на принятии комплексных законов. Так, в 1967 г. в Японии был принят основной закон «Об окружающей среды Японии», а в 1993 г. принят основной закон «Об окружающей среде». В 1969 принят закон «Об охране окружающей среды Швеции», в 1970 г. принят закон «О национальной политики в области окружающей среды США». Система мер по охране включает установление стандартов качества окружающей среды, и прежде всего атмосферного воздуха и вод, выбросов от стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды; установления разрешительного порядка выбросов загрязняющих веществ и удаления отходов производства и потребления; учета факторов вредного воздействия; оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и планирование природоохранной деятельности; применение экономических методов обеспечения охраны окружающей среды.