Задачи формирования базовых информационных ресурсов территории. Архитектура системы интеграции и формирования базовых информационных ресурсов, страница 4

Действительно, в настоящее время существуют многочисленные информационные системы, обеспечивающие сбор информации и формирование различных регистров, реестров и кадастров базовых информационных ресурсов, однако единая целостная система, обеспечивающая, с одной стороны, сохранение ее системных свойств, и, с другой стороны, - формальное свойство связанности элементов системы, отсутствует.

Направленность основных усилий многих подразделений и служб органов власти и управления различного  уровня на  создание "своей" информационной базы является вполне справедливым и, более того, необходимым.

 Однако потребности территории,  как с точки зрения внутренних, так и с точки зрения внешних факторов требуют при построении  общей структуры информационных ресурсов достаточно четкой организации и координации работ всех подразделений исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и федеральных служб, находящихся на территории субъекта РФ.

Это обстоятельство определяет центральный аспект построения системы формирования базовых информационных ресурсов субъекта РФ - организационный.

Разработка структуры и  формирование информационных ресурсов территории является прерогативой  всех  субъектов  территории,  однако   главенствующую,  определяющую  роль  должны играть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

При формировании информационных ресурсов наиболее широко используются два основных подхода:

-  функциональный и

-  объектно-ориентированный.

Функциональный подход характерен для формирования ресурсов, связанных со сбором и накоплением информации, необходимой для решения конкретных функциональных задач, обусловленных полномочиями и сферой деятельности организации или того или иного органа управления.

Практически функциональный принцип обычно реализуется при формировании производных информационных ресурсов различного уровня обработки и агрегирования исходной информации.

Особенности формирования подобных информационных ресурсов заключаются в том, что структурное построение в значительной мере определяется организационно-функциональной структурой соответствующей организации и технологическими требованиями процесса обработки данных для решаемых задач.

Объектно-ориентированный подход предполагает сбор и представление информации в виде совокупности сведений о некотором наборе объектов. При этом информация в базах данных накапливается в виде признаков (свойств) объектов определенного класса (объекты недвижимости, юридические лица и т.д.).

Объектно-ориентированный подход обеспечивает:

-  независимость структуры баз данных от решаемых задач;

-  масштабирование функциональных задач без реструктурирования массивов;

-  независимость процессов обработки и обновления данных;

-  возможность предоставления разнообразных сводных данных в виде, удобном пользователям.

Базовые информационные ресурсы:

-  обеспечивают формирование «информационного портрета» территории как объекта управления и отображение его в реальном времени,

-   являются основой формирования всей системы производных информационных ресурсов территории,

-  обеспечивают однозначность идентификации субъектов и объектов в информационных системах, функционирующих на территории,

-  должны быть инвариантными по отношению к организационной структуре управления и решаемым функциональным задачам.

В связи с этим формирование базовых информационных ресурсов необходимо осуществлять на основе объектно-ориентированного принципа, обеспечивающего выполнение предъявляемых требований. В то же время в основу построения структуры системы региональных информационных ресурсов в целом и структуры системы базовых информационных ресурсов, в частности, должна быть положена информационно-функциональная модель управления регионом.

Типовая структура управления социально-экономическим развитием территории региона является иерархической и включает как органы управления уровня субъекта РФ, так и органы местного самоуправления (муниципальный уровень).