Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 7

Первая фаза предполагает открытие ребенком новой идеальной формы (того, что его ждет в следующем возрасте). Подросток открывает для себя, что он выглядит как взрослый, из чего им делается вывод о том, что можно свободно выбирать пути исполнения своих прав и обязанностей, вести себя по-взрослому, реализуя свои интересы. Подросток открывает для себя то, что у него есть свое месть в социуме, но он еще не знает, какое, кто он такой и что это можно обнаружить и проверить. Его действие говорит: «С чего вы взяли, что я такой? Почему вы решили за меня?», «Я шокировал всех, значит, я отличен от всех. Я отбросил предлагаемый вами идеал, - значит, у меня есть свой!».

 Вторая фаза – обнаружение своего действия за счет сопротивления ему ситуации действования. Пространство пробы. Вторая фаза кризиса включает в себя три этапа: этап мифологизации, этап собственно конфликта и этап рефлексии.

На этапе мифологизации происходит материализация идеальной формы – открыв новое, подросток сразу же пытается попасть в него. Подросток действует по образцу, исполняет не свое действие, которое направлено вовне, на окружающих, нет обратного механизма – направленности на себя действующего. Подросток на этом этапе не задает себе вопроса «кто я?», он утверждает – я – такой, примите меня таким. Подросток уверен, что действовать определенным образом означает и быть таким. Он начинает искать свой путь в жизни, свое «я». Он формально реализует взрослое поведение, когда содержательно оно все еще наполнено инфантильными представлениями.

Так как у подростка еще нет представления о собственной идентичности, происходит копирование тех форм, которые ему нравятся, он их начинает присваивать и реализовывать в своем поведении, пробовать их

На этапе конфликта для подростка открывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в жизнь. Он начинает действовать в соответствии со своей идеальной формой и в новых, и в старых ситуациях.  В старых ситуациях такое поведение не принимается, вызывает конфликт, так как оно провоцирует отказ принятия.

В подростковом возрасте конфликт базируется на попытках подростка понять границы себя и своих возможностей, кто он есть на самом деле, что он может, а что – нет. Как только его поведение выходит за эти границы – происходит конфликт.

На этапе рефлексии появляется некое соизмерение своих реальных возможностей и их воплощения в жизнь. Путем действий подросток осознает границы своих возможностей, ролевое экспериментирование позволяет ему понять, что он из себя представляет.

Третья фаза предполагает создание новой ситуации развития, в которой становится возможной реализация новой идеальной формы. На этом этапе становится важным подтверждение подростком своей идентичности, которая развивается как результат личного опыта и обратной связи, получаемой от других. То есть здесь появляется образ себя и образ себя через других, согласование которых представляет собой разрешение идентификационного конфликта.

Эриксон обсуждает разрешение идентификационного конфликта как собственный выбор в развитии, обеспечивающий достижение идентичности. Но сильное сомнение в собственной идентичности и боязнь пробы, ролевого экспериментирования, которые способствуют развитию идентичности,  влечет за собой диффузию идентичности. Это означает либо «застревание» в кризисе идентичности, когда создается ощущение ненадежности, либо сверхидентификация с подростковыми героями и кумирами, которая сохраняет их на некоторое время от диффузии и распада личности.

В современных исследованиях, посвященных проблематике идентичности, уделяется большое внимание диагностике кризиса идентичности. Так, Овчинникова Ю.Г. в своей работе выделяет и описывает следующие индикаторы кризиса идентичности: интимность, эмоциональные проявления, диффузия временной перспективы, пониженное самоуважение, «маска», трудовая деятельность, негативная или групповая идентичность, сновидения. Также Овчинниковой проанализированы причины кризиса идентичности, которыми являются утрата собственной непрерывности, утрата социального признания и угроза потери источника удовлетворения базовых потребностей или собственной целостности.