Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 10

То есть мы можем говорить, что итогом разрешения идентификационного конфликта является нахождение человеком способов действий, которые позволяют ему чувствовать себя уместным относительно этого места и времени, в отношениях с определенными людьми. Но если человек не находит такие способы, он теряет чувство себя и попадает в кризис.

Как мы уже отметили в предыдущих главах, идентификационный конфликт представляет собой столкновение, проблематизирующее идентичность и требующее своего разрешения.

В современных зарубежных исследованиях проблема разрешения идентификационных конфликтов зачастую связывается с возможностями образования. То есть, речь идет о выстраивании благоприятных условий для нахождения адекватных способов разрешения идентификационных конфликтов.

C. George Boeree, анализируя проблематику идентичности, говорит о том, что есть условия, способствующие эффективному разрешению идентификационного конфликта. Такими условиями являются:

1. Наличие взрослой культуры, которая заслуживает уважения подростками, в которой присутствуют достойные взрослые ролевые модели и открытые линии для коммуникации.

2. Обеспечение обществом понятных способов перехода в следующие возраста, определенных ритуалов, которые помогают отличить взрослого от ребенка.

Без этих условий более вероятно появление ролевой диффузии, сомнений и неопределенности в определении места человека в обществе и мире.

Woolfolk и McCune-Nicolich в «Образовательной психологии для учителей» ставят целью своей работы поощрение, ободрение формирования идентичности и развитие самооценки подростков. Они разработали  модель педагогической работы в этом направлении. Важным в этой модели является расширение опыта подростков в различных культурных сферах и через это оформление отношения к себе и образа себя.

Разрешение идентификационных конфликтов – одна из задач подросткового возраста. Множественность ролей, из которых предстоит сделать выбор, и высокая степень неопределенности и необратимости с одной стороны, и временные ограничения – с другой, задают и определяют этот конфликт. Наличие опыта преобразования множества фрустрирующих ситуаций в конфликт и их разрешения становятся определяющими для формирования идентичности.

Обратимся к вопросу о способах разрешения идентификационного конфликта, которыми пользуется подросток. Логично предположить, что они основаны на использовании тех средств, которыми обладает человек к подростковому возрасту.

Ссылаясь на исследование Батиной А.Н., можно говорить о том, что в подростковом возрасте происходит перенос рефлексии с предметных областей на личностные характеристики. То есть, подросток способен использовать рефлексию как средство в разрешении идентификационного конфликта. Поэтому, одним из возможных способов является рефлексивный способ, когда подросток понимает неэффективность свойственных ему способов поведения, выходит за пределы наличной ситуации и видит ее в перспективе. Принимая решение, подросток начинает обнаруживать и актуализировать свой личный опыт, сопоставлять его с представлениями окружающих, снова возвращаться к себе. Противоположный этому способу – импульсивный способ разрешения идентификационного конфликта. В этом случае используются инфантильные средства разрешения конфликта – протест, неподчинение, избегание, когда подросток не способен найти и применить эффективные новые средства для изменения ситуации.

Обращение к рефлексии происходит в ситуации неопределенности, в которой предполагается неоднозначное решение проблемы, в которой необходимо сделать выбор, расставить приоритеты. Личностная рефлексия предполагает проблематизацию идентичности и идентификационных характерестик, обращение к ней происходит в ситуации идентификационного конфликта.

Рефлексия как средство актуализируется и мобилизируется, когда она востребовано. То есть средство для разрешения такого конфликта выращивается и совершенствуется в нем самом - времени на обдумывание предварительного действия и его последующую реализацию нет, от подростка требуется действие «здесь и сейчас».