Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 4

Э.Эриксон, теоретические положения которого мы рассматриваем как ключевые, не обозначает фактические границы кризиса идентичности, следовательно, и подросткового возраста. Он говорит о том, что человек переходит на стадию «идентичность против спутанной идентичности», стадию отрочества после окончания периода детства. В отечественной психологии это соответствует подростковому возрасту. В периодизации Д.Б.Эльконина, границы этого возраста находятся в промежутке от 11-12 до 14-15 лет и определяются двумя кризисами – предподростковым (на переходе от младшего школьного к подростковому возрасту) кризисом 11-12 лет и собственно подростковым кризисом (кризисом идентичности) 14-15 лет.  Эриксон полагает, что каждая стадия человеческого развития характеризуется кризисом, который представляет собой особую задачу развития, разрешение которой необходимо для перехода на следующую стадию. Л.И.Божович полагает весь подростковый возраст как критический, обосновывая это тем, что у подростков возникает много  актуальных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу гетерохронности их развития.

Мы также придерживаемся той точки зрения, что весь подростковый период относится к критическому возрасту. Это обусловлено тем, что на протяжении всего периода сохраняются симптомы трудновоспитуемости и негативизма в поведении; подросток постоянно опробует различные способы поведения (т.н. ролевое экспериментирование); а решение, например, социальных задач развития в установлении отношений со сверстниками, не означает решения задач когнитивного или биологического развития.

Институционально подростковый возраст определяется обучением в основной (подростковой) школе – в 6-9 классах.

Содержательно границы этого возраста, в рамках той же периодизации, можно определить, опираясь на содержание отношений между подростком и взрослым как представителем социума. Если в младшем школьном возрасте взрослый выступает как источник развития ребенка, постоянно воссоздающий зону ближайшего развития и его направление, то в подростковом возрасте подросток сам становится источником своего развития, как бы отталкиваясь от взрослого, противопоставляя себя ему.

Содержание возраста можно увидеть в социальной ситуации развития, новообразованиях, центральных линиях развития.

Соотношение внутренних процессов развития и внешних условий есть социальная ситуация развития. Она характеризуется открытием ребенком для себя новой устойчивой формы следующего возраста, но в подростковом возрасте открывается «встреча с изменяющимся миром».

Социальную ситуацию развития подросткового возраста можно характеризовать как сосуществование двух тенденций:  попытки подействовать по-взрослому, самостоятельно принимать решения и их реализовывать вне зависимости от последующего результата и получения отношения к себе как к действующему взрослому. Здесь сталкивается несколько моментов: взрослость подростка реализуется на противопоставлении своих действий действиям взрослых; результат действий не выступает значимым критерием совершения действия, что приводит к непринятию взрослости окружением; действия и установки подростка часто носят противоречивый характер в силу отсутствия идентичности.

Говоря о центральных линиях развития, можно выделить 4 области, в которых они реализуются:

1. Биологическое развитие характеризуется половым созреванием, глубокими телесными изменениями, которые оказывают влияние на представления подростка о самом себе как представителе определенного пола, имеющим свою сексуальность.

2. Когнитивное развитие связано качественными изменениями в мышлении. На этом этапе подросток переходит к реализации абстрактного мышления.

3. В социальном развитии происходит смена источника референтных норм поведения и получения определенного статуса – от родителей эта роль переходит к группе сверстников.

4. Психологическое развитие представляет для нас наибольший интерес. В этой сфере происходит становление основного новообразования подросткового возраста – личностной идентичности – внутренней непрерывности и тождественности самому себе (Эриксон, 1996), твердо установленного и личностно принимаемого образа себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувства адекватности и стабильности владения личностью собственного «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации; способности личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Эриксон говорит о периоде становления идентичности как о специфически подростковом и называет его  «кризисом идентичности».  Кризис здесь подразумевается как период повышенной уязвимости и возросших потенций, он подчеркивает изменение, а не «угрозу катастрофы». Кризис – «это момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием» (Эриксон, 1996).