Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 16

Для исследования способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте нами был разработан следующий эксперимент. Из текстов художественных произведений (Гессе Г., Железникова В.К., Симоновой Л.), дневниковых записей (Чередниченко В.И.) были сформулированы отрывки, отражающие ситуацию идентификационного конфликта, требующего принятия каких-либо действий по его разрешению (отрывки представлены в Приложении 3). После отрывка из текста респондентам предлагалось продолжить пять неоконченных предложений.

При проведении исследования подросткам давалась следующая инструкция: «Мы предлагаем вам принять участие в исследовании. Нас интересует ваше мнение о жизни, проблемах, поведении ваших сверстников. Прочитайте отрывок на вашем бланке и продолжите предложения».

Неоконченные предложения были направлены на обнаружение основных идентификационных противоречий, индивидуальных способов разрешения конфликта, инициирования действий для изменения ситуации, обнаружение предмета преобразования в конфликте. Предлагалось продолжить следующие предложения:

Молодой человек (девушка) в этой ситуации мог(ла) бы…

Все из-за того, что…

Я бы на его (ее) месте…

Нужно иметь в виду…

Я думаю…

Примеры экспериментальных бланков с заданиями находятся в Приложении 4.

Описание исследования:

В ходе экспериментального исследования способов разрешения идентификационного конфликта было обследовано 52 человека: 27 подростков, учащихся 8 класса, и 25 подростков, учащихся 9 класса.

В качестве стимульного материала нами использовались заранее подготовленные бланки, включающие инструкцию по выполнению, отрывок из произведения, неоконченные предложения.

При обработке данных подсчитывалось количество высказываний, которые по выделенным критериям мы могли отнести к какому-либо из способов. Результаты обработки находятся в таблице 3:

Таблица 3. Способы разрешения

идентификационного конфликта

подростками.*

Способ

Рефлексивный

Импульсивный

Отказ от эксперимента

Предмет преобразования

«Я»

Отношение других

Поведение

Нет преобразования

«Я»

Отношение других

Поведение

Нет преобразования

8 класс

10

3

11

1

2

5

8

5

4

9 класс

2

5

7

1

1

2

6

0

9

Итого

12

8

18

2

3

7

14

5

13