Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 14

Наиболее актуальными оказались ситуации, характеризующие рассогласования между действиями подростка и группой сверстников, и между действиями подростка и родителями. Таким образом, мы можем заключить, что ситуация выбора между подчинением правилам подростковой компании и своими предпочтениями, а также ситуация борьбы против родительского авторитета, противопоставления себя как имеющего свои цели взрослому, проблематизируют идентичность подростка, ставят перед ним необходимость выбора.

Фильм «Возвращение» также продемонстрировал большое количество отказов (12 из 42), причем 8 из них – отказы мальчиков, учеников 9 класса. Это может свидетельствовать о высокой значимости данной ситуации для них, что попытка действовать в этой ситуации является болезненной и избегается.

Для фиксации феноменов обращения к рефлексии были проанализированы бланки ответов респондентов. В таблице 2 представлены обобщенные результаты по использованию рефлексии подростками и старшими школьниками при разрешении идентификационного конфликта:

Таблица 2. Обращение к рефлексии.

Обращение к Rf

9 класс

11 класс

Итого

+

11

8

19

-

9

2

11

Таким образом, обращение к рефлексии происходит в большинстве случаев, причем в динамике количество обращений увеличивается. Это говорит о том, что, во-первых, происходит развитие и совершенствование рефлексии, во-вторых, рефлексия является эффективным средством разрешения идентификационного конфликта.


2.3 Описание модели способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте.

Задачей этого этапа стало создание теоретической модели возможных способов разрешения идентификационного конфликта (то есть гипотетическое описание предполагаемых способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте).

Используя материалы предыдущего исследования, можно сделать предположение о наличии способов разрешения идентификационного конфликта у подростков.

Нам удалось выделить способы преобразования предмета и предметы осуществляемых преобразований в конфликте. Их мы рассматриваем в качестве критериев, которые могут свидетельствовать о специфике способа разрешения идентификационного конфликта:

1. Способы преобразования предмета в конфликтной ситуации:

Рефлексивный способ (Используя этот способ, подросток ориентируется не только на желаемый результат, но и анализирует, прогнозирует возможные последствия своих действий).

Если описание преобразования происходит с целью планомерного достижения определенного результата, то можно говорить о рефлексивном способе разрешения идентификационного конфликта. Преобразование такого рода направлено на работу с причиной конфликта, на ее устранение. Например, «Найти внутреннюю опору», «Научиться это делать», «Доказать свою смелость в чем-то другом», «Когда-нибудь прыгнуть с вышки и этим доказать всем, что не трус».

Импульсивный способ (В этом случае подросток принимает решение без анализа возможных последствий, реализуя стереотипное поведение в ситуации, либо отказывается от принятия каких-либо решений вообще).

Если описание преобразования происходит с опорой на избегание дискомфорта, на симптоматическое улучшение ситуации, то мы говорим об импульсивном способе разрешения идентификационного конфликта. Зачастую импульсивное поведение при разрешении идентификационных конфликтов проявляется в принятии необоснованных, необдуманных, инфантильных, эмоциональных решений. Зафиксировать импульсивный способ можно во фразах: «Не обращать внимания», «Сделать вид, что ничего не произошло», «Сбежать из дома», «Ничего не делать».