Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 15

2. Предмет осуществляемых преобразований (то есть, с помощью изменения чего разрешается конфликт):

«Я»

Преобразование «Я» фиксируется, если респондент приводит описание, когда происходит изменение и оперирование в терминах внутренних характеристик человека, его ощущений, чувств, изменения личностных особенностей, изменения себя и своего отношения к ситуации, расстановки приоритетов. Например: «Понять, что получается у меня лучше всего, и продолжать совершенствовать свои навыки», «Будущее – это образование. На личную жизнь время еще придет», «Нужно поставить себе цель и идти к ней, несмотря даже на то, что она со временем может измениться».

«Отношение значимых других ко мне»

Намерение преобразовать отношение значимых других для разрешения идентификационного конфликта предполагает использование характеристик, описывающих решения, влияющие на отношения значимых других к подростку. Например: «Сказать другим, что прыгнул», «Уступить родителям и не ссориться с ними», «Помириться с родителями, обсудить с ними проблему и прийти вместе к решению».

«Поведение»

Если предметом преобразования выступает поведение, то подростком предлагаются способы разрешения идентификационного конфликта, основанные на совершении каких-либо действий, принятии решений, изменяющих ситуацию. Такие преобразования описываются чаще всего с употреблением глаголов, носят деятельностные характеристики. В этом случае в тексте можно обнаружить следующие ответы: «Внести разнообразие в свою жизнь, спланировать что-то из ряда вон выходящее, разорвать цепь «школа – дои - библиотека» - сходить в кино», «Уйти из дома», «Не обращать на это внимание и поступать по-своему», «Покончить жизнь самоубийством».

Отсутствие предмета преобразования

Предмет преобразования может отсутствовать, если подросток использует импульсивный способ в процессе разрешения идентификационного конфликта. В этом случае происходит фиксация того, что действия подростка никак бы не повлияли на изменение ситуации. Например: «Он мог психовать, ругаться, но ничего бы не изменилось».


2.4 Экспериментальное исследование способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте.

Основной целью данного этапа исследования стала экспериментальная поверка модели способов разрешения идентификационного конфликта подростками, разработанная в предыдущей главе.

Таким образом, на данном этапе перед нами стояли следующие задачи:

- выстроить эксперимент таким образом, чтобы можно было:

1. создать ситуацию разрешения идентификационного конфликта для подростков;

2. обнаружить и зафиксировать способы разрешения идентификационного конфликта;

3. сделать выводы о предпочитаемых подростками способах разрешения идентификационного конфликта.

Нами была поставлена следующая гипотеза:

Способы разрешения идентификационного конфликта различаются по следующим критериям:

1. Способ преобразования предмета в конфликтной ситуации (рефлексивный, импульсивный);

2. Предмет осуществляемых преобразований (Я, отношение, других, поведение).

Объект исследования: подростки, находящиеся в идентификационном конфликте.

Предмет исследования: способы разрешения идентификационного конфликта, используемые подростками.

Для исследования способов разрешения идентификационного конфликта подростками нами использовались две полупроективные методики, в основу содержательной интерпретации и обработки которых был положен критериальный анализ:

1. Модифицированная методика «Неоконченные предложения», предполагающая работу с текстом (описание методики приводится ниже);

2. Модифицированная методика Ризонера Р.В.

1. Основным критерием подбора экспериментальных задач стала проблематика, актуальная для подростков. Задачи обусловлены неопределенностью условий и многозначностью возможных решений.