Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 5

С нашей точки зрения, ключевой сферой, задающей содержательное направление развитию, актуализирующейся в подростковом возрасте является развитие самосознания. Важность отрочества заключается в том, что основные характеристики самосознания, сформированные в этом возрасте, переносятся в следующие возраста. Основным новообразованием подросткового возраста является формирование идентичности – тождественности самому себе, как «продукта когнитивных, сексуальных и социальных трансформаций» (Эриксон, 1996).

Вопрос, на который отвечает подросток, это вопрос «кто я?». Для формирования идентичности важно, чтобы между представлением о себе, воплощением в поступках и действиях этого представления и восприятием их другими людьми, внешним окружением было соответствие и согласованность. К этому подросток стремится, но неизбежно происходит возникновение различного рода конфликтов и сомнений.

Идентичность не просто является новым психологическим новообразованием подростка, она интегрирует и другие сферы развития. Рассмотрим более подробно, какие задачи развития она решает и как происходит ее появление и развитие через разрешение идентификационного конфликта.

Л.С. Выготский отмечает, что в основе развития самосознания лежит развитие мышления: происходит интеллектуализация всех психических функций (от механического функционирования ребенок переходит к смысловому функционированию), который состоит в овладении функциями, которые в предыдущих возрастах «владели» ребенком. В подростковом возрасте качественно новый тип функционирования психических функций связан с образованием новых структурных связей, основой которых является рефлексия. Выготский определяет рефлексию как мышление, которое обращено на собственные действия и поступки. Именно этот новый тип связи опосредует расщепление сознания на я-действующее и я-рефлексирующее. Результатом взаимодействия этих двух составляющих, по нашему мнению является идентичность.

Анализируя определение идентичности Эриксона, можно выделить следующие ее составляющие, задающие вектор развития:

1. Индивидуальность.

Подросток начинает осознавать собственную уникальность и собственное отдельное существование.

2. Достижение непрерывности и тождества самому себе.

Важную роль в идентичности играет образ Я – представление о себе. В процессе формирования идентичности подросток начинает осознанно искать ответ на вопрос «Кто я?», анализировать прошлый личный опыт, понимать его как принадлежащий ему самому и определять, направлять себя в будущее через «осуществление выборов среди возможных путей развития» (Кле, 1991); именно здесь становится важным соответствие образа Я тому, как подросток себя ведет. Эта тождественность и определенность, гармония и единство: мое внутреннее представление есть то, как я себя веду и есть одно из направлений формирующейся идентичности.

3. Проявление своей тождественности и целостности  в глазах значимых других и согласование между собой образа себя и образа себя через других.

Этот аспект представляет собой некую «обратную связь» - образ Я соответствует моим поступкам и действиям и восприятию и ожиданиям уважаемых мной людей. Подросток ощущает внутреннюю солидарность с идеалами общества и подгруппы в нем.

Формирование идентичности протекает «большей частью бессознательно» на всех уровнях психической деятельности (Эриксон, 1996, с.32). Этот процесс представляет собой «процесс одновременного отражения и наблюдения».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что идентичность формируется в результате интеграции представлений о себе, получаемых в личном опыте, и представлений окружающих обо мне, получаемых в обратной связи. Для подростка формирование идентичности и ролевое экспериментирование представляет собой борьбу, которая сопровождается постоянными сомнениями, депрессией, размышлениями о бесполезности своего существования.

Этот постоянный поиск, постоянный конфликт с самим собой, сравнение с окружающими как попытка понять себя, поиски своего Я и цели в жизни – основные характеристики идентификационного конфликта, который должен быть разрешен подростком в соответствии с возрастными задачами.