Способы разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте, страница 3

Основными результатами дипломной работы является:

- описание типов рассогласований в идентификационном конфликте;

- репрезентация идентификационных рассогласований в культурных источниках (художественных фильмах, литературных произведениях);

- описание способов разрешения идентификационного конфликта, используемых подростками.

Дипломная работа состоит из введения, теоретико-аналитической главы, исследовательской части, заключения, приложений и списка используемой литературы. В первой главе дипломной работы «Идентификационный конфликт в подростковом возрасте» проанализированы особенности и содержание подросткового возраста, особенности возникновения и протекания идентификационного конфликта, средства и способы его разрешения. Вторая глава - «Экспериментальное исследование способов разрешения идентификационного конфликта в подростковом возрасте» - посвящена описанию основных этапов экспериментального исследования и их результатов. В заключении сделаны обзорные выводы по всей дипломной работе и предложены перспективы и возможные варианты дальнейшей работы.


Глава 1. Идентификационный конфликт в подростковом возрасте.

1.1 Особенности развития в подростковом возрасте: содержание и основные задачи возраста.

Подростковый возраст как период возрастного развития человека культурно оформился не так давно по сравнению с другими возрастами. Это связано с тем, что в результате индустриализации, усложнения средств производства и производственных отношений понадобилось больше времени, чтобы обучить человека и включить его в непосредственный процесс производства. Поэтому временной интервал между детством (характеризующимся детской игрой и частичным включением детей в трудовую деятельность взрослых) и взрослостью (как способностью самостоятельно осуществлять трудовую деятельность) увеличился.  В культуре еще нет специально организованного места для решения задач подросткового возраста и, как следствие, подростковый кризис зачастую остается не находящим своего разрешения (Поливанова, 2000, с.75).

Содержание подросткового возраста также вызывает множество споров и дискуссий по поводу определения основных новообразований, ведущей деятельности, возрастных границ возраста. До сих пор дискуссионным остается вопрос о том, к какому периоду – стабильному или критическому – отнести этот возраст. Некоторые зарубежные специалисты по детскому развитию считают, что накопленные факты, феномены и описания подросткового возраста не могут быть объяснены ни одной из существующих теорий (Драгунова, 1997).

Тем не менее, сфера развития самосознания и становления идентичности в подростковом возрасте подчеркивается всеми исследователями этого возраста (Выготский Л.С., Эльконин Б.Д., Драгунова Т.В., Божович Л.И., Поливанова К.Н., Цукерман Г.А., Гиппенрейтер Ю.Б., Эриксон Э., Кле М., Дольто Ф.). Специфика подросткового возраста обсуждается как «интенсивное развитие самосознания, личностной рефлексии, активный поиск путей самореализации и самоутверждения» (Гаврилова, 2003). «Открытие собственного «Я» на социальном, личностном и экзистенциальном уровне, это поиск своего места в системе человеческих отношений, идентичность, ощущение себя автором (архитектором), творцом собственной биографии – так далекие друг от друга психологические концепции, которые, используя различные термины, определяют основное событие отрочества» (Цукерман, 1994, с.18). В этот период происходит осознание собственной уникальности, собственного отдельного существования. Перед подростком стоит задача разрешения идентификационного конфликта: соотнесения того, что он видит в себе, с тем, как его воспринимают другие и чего от него ждут. 

При анализе подросткового возраста мы будем опираться на эпигенетическую теорию Э.Эриксона и культурно-историческую концепцию Л.С.Выготского и его последователей. Нас интересует конец подросткового возраста, в котором подросток переживает кризисный этап своего развития, успешным завершением которого можно считать разрешение идентификационного конфликта и становление идентичности.