Основные вопросы связи юношеского выбора с профессиональным самоопределением в ВУЗе, страница 8

Мы опираемся на предположение, что, то, что желаемо – недоступно. И именно возможность работы и преодоления разрывов между целью и средствами есть критерий успешного выбора в юношеском возрасте.

Гипотеза 1а: Если в системе конструктов старшеклассника преобладающее положение занимают конструкты, с помощью которых он может прогнозировать и определять свой будущий опыт относительно желаемого образа профессионала и связанной с этим образовательной траекторией, о такой старшеклассник адекватен ситуации юношеского выбора.

Сформированность таких конструктов предполагает, по всей видимости, успешное прохождение предыдущих возрастных этапов и погружённость, в юношестве, в определённую социальную ситуацию, которая задана наличием носителей идеальной формы профессионализма.

Гипотеза 2а: Если в системе конструктов старшеклассника преобладающее положение занимают иные конструкты, например, направленные на дифференциацию и прояснение межличностных отношений, то такой старшеклассник, на наш взгляд, неадекватен ситуации юношеского выбора.

Более того, отсутствие таких конструктов может привести к неуспешности в следующем возрастном отрезке, переход в который задан институционально, и как следствие, к всевозможным травматизациям (стоит сказать, что успешность в межличностной сфере на следующем этапе будет в основном зависеть от успехов в учёбе и последующей профессионализации).

3.1. Исследовательская модель.

Объект и предмет исследования: объектом данного исследования и всей работы является для нас действительность юношеского возраста, предметом – средства выбора дальнейшей образовательной траектории (образ будущей профессиональной деятельности) в юношеском возрасте.

На наш взгляд, юноша (девушка), ориентированный в выборе образовательной траектории на образ будущей деятельности, имеет высокий уровень притязаний (юноша, ориентированный в выборе образовательной траектории на достижения в прежние периоды будет иметь низкий уровень притязаний, так как ориентируется при выборе на прошлое, средний уровень притязаний будет свойственен юноше, который соотносит свои прошлые достижения и возможные перспективы), так как то, что он хочет, находится в будущем, потенциально ему (юноше (девушке)) недоступном (образ будущего, а в особенности образ будущей профессиональной деятельности всегда есть предъявление новых требований к тому, кто стремится быть адекватным этому образу). Поэтому уровень притязаний есть для нас показатель наличия такого образа и готовности старшеклассника изменять себя в соответствии с ним (и отказываться от старого, ненужного багажа).

Следовательно, при решении задач старшеклассник уделит наибольшее внимание сложным задачам, алгоритм решения которых он не знает и ему ещё только предстоит выработать такой алгоритм. Если старшеклассник ориентирован на проблемные места в задачах, следовательно, в выборе образовательной траектории он ориентирован на потенциально неопределённое будущее (в смысле достижения образа), но отображённое в виде образа будущей профессиональной деятельности. В этой связи сложные задания должны вызывать особый интерес, так как наличие образа не предполагает наличия средств реализации этого образа будущего, но мотивация находится именно там.

Если старшеклассник опирается при выборе на перспективу и у него есть образ будущей профессиональной деятельности, то при выборе будущей образовательной траектории старшеклассник исходит именно из этого образа, что может кардинально рассогласовываться с тем, что он уже знает и умеет (так как новая ситуация предъявляет к нему новые требования, к которым он, по всей видимости, не готов). Следовательно, старшеклассник не будет опираться на уже полученные знания и умения как на фундамент при выборе, а будет опираться на умение быстро выстраивать новый алгоритм поведения в ситуации неопределённости.

Так же мы исходим из предположения о том, что каждый индивид наделён системой конструктов, с помощью которых он прогнозирует и интерпретирует свой опыт. Наличие и преобладание среди таких конструктов таких, которые могут прогнозировать опыт в терминах будущей профессиональной деятельности, будут служить для нас индикаторами того, что старшеклассники ориентированы на образ будущей профессиональной деятельности при выборе своей дальнейшей образовательной траектории, так как пользуются при выборе именно такими конструктами.