Основные вопросы связи юношеского выбора с профессиональным самоопределением в ВУЗе, страница 7

Реально юноша (девушка) может находиться на финише школы в нескольких ситуациях. Во-первых, переход в юношеский возраст может ещё не произойти, и тогда юноша (девушка) находится только в подростковом возрасте, то есть не занимается выбором образовательной траектории, а устанавливает межличностные контакты. Во-вторых, юноша (девушка) может уже осуществить выбор, и тогда он уже  прошёл интересующий нас момент. В-третьих, юноша (девушка) может действительно находиться в состоянии выбора, то есть заниматься выбором образовательной траектории, и вот в этом выборе он будет опираться, прежде всего, на образ будущей профессиональной деятельности. Вся суть конфликта (конфликт заключается в том, что ответственность за продукт несет юноша, а ответственность за его получение несёт кто-то ещё, непонятно кто, потому что преподаватель тоже отказывается такую ответственность на себя брать) заключается в том, что юноша перескакивает через этап образования в выбор профессии (но ведь он по-другому и не может, так ответственность за СВОЁ образование перекладывает на других), то есть делает подмену образования профессиональным самоопределением. Но выбор неизбежен (нет выбора не выбирать), он задан извне, и что-то делать надо, так как перед юношей ставят жёсткие требования. Человек, реально находящийся в юношеском возрасте, поставлен извне перед выбором профессии, но пытается решить эту задачу через выбор образовательной траектории за пределами школы. Поэтому выбор профессии должен начинаться ещё раньше (это вовсе не очевидно, возможно в скором будущем профессиональное самоопределение вообще выйдет из сферы образования, вопреки представлениям 50-х, 60-х годов, когда считали, что школа изначально будет профессиональной, тенденции говорят о диаметрально противоположном), в школе и идти параллельно общему образованию. Иначе выбор юноши (девушки) фиктивен, он выбрал ВУЗ, значит, формально самоопределился, и на первый взгляд задача решена, но за всем этим не стоит реального самоопределения, да и продуктом ВУЗа не является профессионал, а лишь человек, обладающий стандартным набором умений и навыков, то есть специалист (говоря про специалиста надо понимать, что это касается только Российской системы высшей школы). А когда по прошествию времени человеку предъявляются требования, как к специалисту, а он к этому не готов, конфликт самоопределения актуализируется с новой силой, но выбор необратим в большинстве случаев.

Гипотеза 2: Образ будущей профессиональной деятельности является средством для решения задач, связанных с выбором образовательной траектории в юношеском возрасте.

 Мы утверждаем, что для данного возраста такое средство является наиболее адекватным. Другие средства, такие как образ семьи или близкого человека, являются неадекватными и способны негативно отразиться на формировании жизненного пути, на данном возрастном отрезке, старшеклассником.

Юноша (девушка), поставленный перед решением таких задач, опирается при принятии решения, прежде всего на перспективу, на образ того, чем он будет заниматься в будущем, какой вид деятельности осваивать. Соответственно, юноша (девушка), ориентированный в выборе на будущее имеет притязания, и их наличие может служить критерием сформированности образа будущей профессиональной деятельности.

Экспериментальные гипотезы:

Гипотеза 1: Если старшеклассники при решении задач прибегают к стереотипному порядку решения, то, следовательно, при выборе они ориентируются на уже полученные знания.

Буквально они полагаются на то, что точно смогут решить, и не направлены на поиск нового ресурса, который бы расширил их возможности. Можно сказать, продолжая данную мысль, что для таких старшеклассников задачи, связанные с выбором дальнейшей образовательной траектории, будут являться не учебными, а квалификационными.

Гипотеза 2: Если старшеклассники при решении задач предпочитают сложные задачи (решать которые они «не умеют») более «лёгким» задачам, то, следовательно, такие старшеклассники готовы к работе с неопределённостью, и, при выборе, будут ориентироваться на образ желаемого, а не доступного.