Основные вопросы связи юношеского выбора с профессиональным самоопределением в ВУЗе, страница 5

Ситуация школьного финиша требует от старшеклассника чёткого и однозначного решения. Но такая ситуация не подразумевает того самого моратория, который юноше так необходим, чтобы осмотреться. Отсутствие моратория и культурных форм его проживания противоречит возрастной структуре. Поэтому, на наш взгляд, многие авторы считают юношеский возраст критическим.

На наш взгляд кризис эго-идентичности возникает на неадекватное устройство социальных институтов, в основном образовательных, которые не включают в себя организацию и обустройство пространства для некоторого свободного поиска юношей и девушек, а сразу жёстко формулируют требования не оставляя пространства для проб и ошибок.

Следует сказать, что, на наш взгляд, критерием верности в юношеском возрасте может выступать наличие совместного проекта будущей деятельности. Это связано как в отношениях между полами, так и в разновозрастных отношениях, например, между родителями и детьми. Такая постановка вопроса о верности открывает перед нами ещё не исследованные пространства и указывает на связь межличностных отношений, основанных на общении и доверии (интересах) с профессиональными и деловыми отношениями, основанными на ответственности и договорённости.

2.3. Образ будущей профессиональной деятельности как адекватный конструкт для прогнозирования последствий юношеского выбора.

При выдвижении гипотез и прорисовки основной проблематики мы опирались так же на учение Джорджа Келли о личностных конструктах. Данная теория, на наш взгляд, наиболее прогрессивна при ответе на вопрсы и проблемы современного юношества, так как работает с будущим как тем, что ведёт человека и определяет его судьбу.

Келли утверждает, что неопределённость будущего толкает человека на выстраивание своей системы конструктов, которая может это будущее структурировать и прогнозировать. Мы считаем, что одним из таких конструктов в юношеском возрасте является образ будущей профессиональной деятельности. Именно такой образ адекватен юношескому выбору, а выбор, по Келли, всегда направлен на расширение системы индивида. А расширение системы в юношеском возрасте в первую очередь связано с  профессиональным самоопределением.

По этому поводу Келли пишет: «…Мы же предполагаем, что человек, независимо от широты его точки зрения, делает выбор таким образом, чтобы увеличить свои антиципации. Если он сужает поле видения, он может направить внимание на ясное определение своей системы конструктов. Если же он готов изо дня в день терпеть неопределённость, то у него появляется возможность расширить своё поле видения и надеяться, за счёт этого, увеличить диапазон предсказаний своей системы. Каким бы не оказался его выбор, - в пользу ограниченной уверенности, или в пользу более широкого понимания, - он по сути своей допускает последующее развитие. Человек делает то, что в дальнейшем мы будем называть выбором, допускающим развитие…» [6]

2.4. Построение образа будущей професиональной деятельности как элемента формирущегося мировоззрения юноши

Из отечественных исследователей мы особое внимание уделили К.Н. Поливановой, так как в своих работах она проясняет некоторые проблемные места, связанные с тематикой нашей работы.

«…Формирование идентичности (кризис идентичности) требует иногда от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важна реструктуризация отношений с родителями, поскольку взрослеющий человек не может далее довольствоваться ролью опекаемого и управляемого…» [5]

То есть, по словам Поливановой выбор для юноши актуален ещё и как акт эмансипации от одного авторитета и поиск другого. Для нас это значит, что юноша направлен на поиск нового авторитета именно в сфере профессий через построение образовательной траектории.

Далее Поливанова говорит: «…По мысли Божович, подростковый возраст (подростковый кризис) состоит из двух фаз – 12-15 и 15-17 лет. К концу подосткового возраста формируется самоопределение. Оно основано на устойчивых, уже сложившихся интересах субъекта, характеризуется учётом своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующиеся мировоззрение и связано с выбором профессии…» [5]