Основные вопросы связи юношеского выбора с профессиональным самоопределением в ВУЗе, страница 11

10 «А» класс

1 конструкт

2 конструкт

3 конструкт

4 конструкт

5 конструкт

1 место

Родственники – чужие люди

Старше - младше

Красивый – некрасивый

Умный - тупой

Работает – не работает

2 место

Есть образование – нет образования

Женского пола – мужского пола

Учится - работает

Родственники – чужие люди

Умный – глупый

3 место

Родственники – чужие люди

Умный - глупый

Счастливый - несчастный

Отзывчивый - неотзывчивый

Соблюдение норм – несоблюдение норм

4 место

Знакомый - незнакомый

Есть сила воли – нет силы воли

Умный - глупый

Оказывает негативное влияние – не оказывает

Открытый - закрытый

5 место

Понимающий - непонимающий

Родные - неродные

Одного возраста – разного возраста

Увлечённость знаниями – отсутствие увлечённости

Умный  - глупый

Интерпретация данных

По результатам исследования выдвинутые гипотезы были опровергнуты. Построение образа будущей профессиональной деятельности не является ведущим процессом у 80 процентов старшеклассников, и они не используют данный образ при построении своей дальнейшей образовательной траектории.

К объяснению отсутствия образа будущей профессиональной деятельности как средства для построения дальнейшей образовательной траектории мы можем подойти с нескольких точек зрения.

Первая точка зрения состоит в том, что образовательные институции и переходы между ними устроены таким образом, что не позволяют старшеклассникам выстраивать такой образ. Такой факт сам по себе является парадоксальным и свидетельствует о внутренней противоречивости в устройстве таких институтов.

Переход в ВУЗ предполагает сознательный выбор своего дальнейшего образовательного пути, в противном случае силы и время потрачены зря. Причём выбор, осуществляемый в 17 лет, по определению, задаёт границы жизни как минимум на 10 лет вперёд. А овладение средствами проектирования на такой период в школе не предусмотрено. Получается, чтобы сознательно продолжить свою образовательную траекторию старшеклассник должен отчётливо представлять себе собственный профессиональный путь в ближайшее время после окончания ВУЗа. Вместо этого, на выходе от старшеклассника и школа и ВУЗ требуют совсем не этого. А именно, от юноши требуется владение способностями, которые он должен был сформировать в прошлом за счёт школьной программы. Это вовсе не значит, что такие способности не нужны, но они не являются основными и явно недостаточны для осознанного, адекватного выбора.