Основные вопросы связи юношеского выбора с профессиональным самоопределением в ВУЗе, страница 6

Выбор профессии по Поливановой связан с формированием мировоззрения, которое, по нашим предположениям, основано на образах желаемого. Построение образов желаемого есть особая работа, на наш взгляд адекватная именно для этого возрастного отрезка, отсутствие такой работы ведёт к деструктивному разрешению юношеского кризиса.

Один из принципов, которыми мы будем пользоваться в этой работе, является принцип историзма, или принцип развития некоторого типа объектов, одним из таких объектов является для нас возраст. Это значит, что, имея дело с возрастом, мы не ограничены одной всеобщей точкой зрения на него, и то, что один и тот же возрастной период мы можем наполнять разным содержанием в зависимости от исторической эпохи. Такое понимание приводит нас к проблемам, связанным с проектированием возрастов. А именно, мы не можем проектировать возраст из позиции психолога или педагога, так как эти языки не предназначены для анализа социокультурной ситуации и для стратегической работы в этом векторе.

Следует обратить особое внимание на такой процесс как возрастообразование, механизм которого до сих пор окончательно не прояснён, но остаётся очевидным, что каждый возраст, появляясь, начинает немедленно расширять свои границы, до определённого порога, пока тоже непонятного. Период формирования границ возраста чётко не зафиксирован, по всй видимости для каждого возраста он свой. В этом контексте юношеский возраст – это возраст, ещё не определивший свои границы, то есть ещё до конца не сформированный. В этом заключается одна из ключевых сложностей данной работы. То есть приходится в некоторых местах действовать «наощупь», строить гипотезы при заведомо недостаточной аналитике и теоретических обоснованиях.

Глава 3. Общие и экспериментальные гипотезы и их обоснование.

Общие гипотезы:

Гипотеза 1: В юношеском возрасте задачи, связанные с построением дальнейшей образовательной траектории, ставятся как построение образа будущей профессиональной деятельности.

Уточняя гипотезу можно сказать, что только так поставленные юношей задачи, адекватны той действительности, которая находится за пределами сферы образования, то есть профессиональной действительности. При иной постановке задач, связанных с построением дальнейшей образовательной траектории, юноша рискует оказаться неготовым к вызовам профессионального мира. Данный тип задач может ставиться перед юношей как избежание конфликта с родителями, и, в более общем случае, с нормами данного общества. Важно, что именно при работе с образом своей будущей профессиональной деятельности  юноша сам несёт ответственность за реализацию данного образа, в противном случае ответственность не распределена.

Следует сказать, что юноша (девушка) работают и с другими образами, такими как образ близкого человека, образ семьи, образ жизни в целом (чаще всего под этим понимается принадлежность к определённой социальной группе). Стоит заметить, что чем выше статус социальной группы, к которой формально принадлежит юноша, тем менее выражен юношеский кризис, по большей части связанный с профессиональным самоопределением.

Логично предположить, что другие возраста ставят перед человеком иные задачи. Например, младший школьный возраст требует от человека владения мыслительными средствами оперирования с предметным материалом и вычленения из него существенных признаков, а так же классификации и обобщения последних. Подростковый возраст требует владения средствами комуникации и общения, от этого во многом зависит успешность в данном возрасте, как  в школе, так и среди сверстников. Но ни один возраст так много и ответственно не работает с временной перспективой и образами будущего как юношеский.

 В юношеском возрасте происходит прожектирование образов профессиональной деятельности в будущее (в завузовскую перспективу), но нет проектного отношения к своему образованию (в том смысле, что ответственность за то, кем тебя сделают полностью перекладывается на преподавателей высшей школы, в этом виден стереотип школьного обучения, который у некоторых остаётся и после ВУЗа), то есть юноша (девушка) тратит много сил на прорисовку своего образа (этот вектор является ведущим в данный возрастной период), не задумываясь о связи данного образа с содержанием своего дальнейшего образования (так как ответственность за образование лежит не на них), но в выборе своего образовательного пути юноша (девушка) руководствуется именно этим образом.