Основные вопросы связи юношеского выбора с профессиональным самоопределением в ВУЗе, страница 3

Глава 2 Анализ основных теорий, затрагивающих проблематику юношеского выбора и роль профессионального самоопределения в нём.

2.1. Условия построения образа будущей профессиональной деятельности как базового процесса в юношеском возрасте.

В нашей работе мы исходим из предположения, что основной процесс в юношеском возрасте (ведущая деятельность) – построение и работа с образом будущей профессиональной деятельности (профессиональное самоопределение). Анализируя работы Л.С. Выготского [1], мы обратили внимание на то, что касается образов и работы с ними в интересующий нас период.

Ссылаясь а таких исследователей как О.Кро и Иенш Выготский указывает на важную роль эйдетических образов в юности (согласно Выготскому подростничество длится до 18 лет, но нас интересует возраст 14-15 лет, который у современных исследователей относится к началу юности (Б.Д. Эльконин, К.Н. Поливанова и другие)), которые из области памяти переходят в область продуктивного воображения, что связано, по мнению авторов, со становлением языка как средства образования понятий.

Юноша работает с образом, изменяя его, и преобразуя, причём сам придумывая правила своих преобразований. Такая произвольность при работе с образами указывает на тесную связь с отвлечённым мышлением, то есть мышлением в понятиях. Следует сказать, что продуктивное воображение и абстрактное мышление у юноши на данном возрастном этапе сосуществуют, а не противоположны друг другу (по мнению В. Лая) и не сливаются (по мнению Р. Мюллера-Фрейенфельдса) как указывает на это Выготский.

Выготский пишет: «…Как мы видим дальше, действительно, одним из существенных изменений, претерпеваемых фантазией в переходном возрасте, является освобождение её от чисто конкретных, образных моментов и, вместе с тем, проникновение в неё элементов абстрактного мышления…» [1, стр. 208]

Мы считаем важным тот факт, что воображение юноши востребует средства абстрактного мышления в своих построениях, причём в построениях на перспективу, связанных с будущим, неотъемлемой частью которого является образ профессионала.

Анализ современными исследователями (в основном отечественными) концепций возраста даёт нам представление об общей структуре возраста. Такая структура является, на наш взгляд, подходящей для задач данной работы.

Каждый возраст задаётся, согласно культурно-исторической концепции: социальной ситуацией развития и соответствующим новообразованием, и согласно деятельностной концепции, представлением о ведущей деятельности и об эталонах, задающих эту деятельность [7].

Используя эту общую схему, мы провели анализ работ тех исследователей, которые уделяли внимание вопросам и проблемам юношеского возраста (Среди современных авторов можно особо выделить В.В. Давыдова, Б.Д. Эльконина, И. Кона и К.Н. Поливанову; из зарубежных авторов это Э. Эриксон и Дж. Келли).

Исходя из этого, мы считаем, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте является профессиональное самоопределение, эталоном – образ профессионала. Социальную ситуацию развития задаёт формальное окончание школы и предъявление юноше (девушке) новых требований, например, таких как адекватный и ответственный выбор дальнейшей образовательной траектории.

Подтверждение этого мы находим, прежде всего, в текстах В.В. Давыдова:

«…Ниже мы остановимся на периодизации детства, общую схему которой сформулировали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Данная периодизация в целом соответствует, на наш взгляд, общему характеру психического развития современных детей.

В её основу положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определённый тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создаёт единство психического развития ребёнка…