Основные вопросы связи юношеского выбора с профессиональным самоопределением в ВУЗе, страница 4

… 6. Учебно-профессиональную деятельность выполняют старшеклассники и учащиеся ПТУ в возрасте от 15 до 17-18 лет. Благодаря ей у них развиваются потребность в труде, профессиональные интересы,формируются элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы, нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения. В этом возрасте юноши и девушки могут приобрести первоначальную квалификацию по одной из массовых профессий…»

И далее: «… Для юношей и девушек характерны существенное расширение интеллектуального и нравственного кругозора, углубление мира их внутренних переживаний. Общение их, сохраняя коллективный характер, вместе с тем приобретает форму  избирательной дружбы. Юноши и девушки стремятся к возвышенным идеалам. Их возраст – возраст сознательного выбора жизненного пути. Они строят жизненные планы, думают о перспективах своей будущей деятельности…» [3]

Давыдов в данном отрезке текста указывает на то, что юношы и девушки строят свои жизненные планы, основанные на стремлении к возвышенным идеалам и на поиске таких идеалов. Мы думаем, что такие поиски и построения следует рассматривать в русле построений образов, при помощи продуктивного воображения, которое актуализируется в юношеском возрасте, по мнению Выготского.

2.2.Образ будущей профессиональной деятельности как средство продуктивного разрешения кризиса Эго-идентичности.

Основания гипотез и предположений так же уходят корнями в учение об идентичности Эрика Эриксона. Данная теория является одной из основных, сосредоточенных на проблемах юношества, и связанных с юношеством идентификационных кризисов. Интересующее нас понятие Эриксон обозначил как кризис идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру, или продолжить образование. Многие юноши, страдающие от присущего для этого возраста конфликта, испытывают чувство своей бесполезности и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчуждённость и иногда кидаются в сторону, противоположную той, которую некогда сами выбирали. Причину такого кризиса мы видим в отсутствии образа будущего, и как одной из его частей, образа будущей профессиональной деятельности. Только наличие такого образа и предшествующая этому работа с ним могут служить критерием готовности юноши к выбору дальнейшей  образовательной траектории, в противном случае мы будем иметь негативный исход.

В связи с этим Эриксон пишет: «…Это означает, что юность теперь может оперировать гипотетическими утверждениями и может представлять себе возможные переменные и потенциальные отношения – и представлять их исключительно в уме, независимо от того, можно ли их конкретно проверить, что раньше было необходимо. Как сформулировал Дж. С. Брунер, ребёнок теперь может «систематически вызывать в воображении полный ряд альтернативных возможностей, которые в любой данный отрезок времени могли бы существовать». Такие когнитивные ориентации не противопоставляются, но дополняют потребность юного человека  сформировать смысл идентичности, так как среди всех возможных и воображаемых связей он должен сделать ряд всегда ограниченных выборов из личностных, профессиональных, сексуальных и идеологических обязательств…» [9]

Сам Эриксон называл период юношества стадией психосексуального моратория. Такая стадия – это, прежде всего нахождение между, когда юноша имеет возможность оглядеться, попробовать без необратимых последствий. Это возраст поиска и исканий, исканий верности, смысла жизни и стремление к возвышенным идеалам, которые не в обязательном порядке должны соответствовать реалиям. Юность – это некий переход, место не выбирать раз и навсегда. Судя по всему, этот период особо не организован в культуре надлежащим образом, что, по мнению Эриксона приводит к вспышкам деликвентности.