Основные вопросы связи юношеского выбора с профессиональным самоопределением в ВУЗе, страница 9

3.2. Описание процедуры исследования

В исследовании принимали участие 45 школьников 10-х классов средней школы № 138. 10 «А» – 25 человек  и  10 «г» – 20 человек. Всего 20 мальчиков и 25 девочек (10 «А» – 11 мальчиков и 14 девочек, 10 «Г» – 9 мальчиков и 11 девочек).

10 «А» класс является специализированным классом с углубленным изучением математики и географии, 10 «Г» - общеобразовательный класс.

При проведении исследования были использованы два методических приёма. Первый из них: методика на уровень притязаний Хоппе. Школьникам предлагались задачи на сообразительность, с разным количеством баллов за каждую, причём задачи были одинакового уровня сложности. За ограниченное время каждый школьник должен был набрать максимальное количество баллов, причём времени на решение всех задач было заведомо не достаточно.

Смысл проведения данной методики заключался в выявлении преобладающей стратегии поведения в ситуации с заведомо не достаточным ресурсом. Первая стратегия – опереться на уже имеющийся ресурс. Вторая – рискнуть и попытаться найти решение в ситуации, которая заведомо задана как превосходящая имеющиеся ресурсы.

На наш взгляд ситуация решения задач, связанных с выбором дальнейшей образовательной траектории в юношеском возрасте является ситуацией с заведомо недостаточным ресурсом. То есть такая ситуация является для юноши ситуацией неопределённости. На наш взгляд, опираться  в такой ситуации на прошлые навыки и умения неадекватно (например, при поступлении в ВУЗ мы сдаём школьную программу, но потом, уже получая образование в ВУЗе, понимаем, что основным ресурсом являются не школьные знания, которые в большинстве случаев лишь мешают, а умение отказаться от стереотипного мышления и сформулировать свой взгляд на проблему), адекватно иметь средства работы с неопределённостью: уметь выработать новый алгоритм решения задачи за ограниченный период времени и в соответствии со сложившейся ситуацией.

Поэтому при обработке данных мы, прежде всего, смотрели на последовательность выбираемых школьником задач. То есть рисковал школьник при выполнении задания и пытался решить то, чего по определению не может, или делал то, что легко и при решении чего можно опереться на уже полученные знания.

Второй методический приём: репертуарная решётка Келли. Данная методика была направлена на выявления той когнитивной структуры, с помощью которой старшеклассник структурирует свой мир. Внимание обращалось, прежде всего, на те конструкты, которые непосредственно связаны с образом будущего, с наличием образа деятельности в этом будущем, а так же на место этого образа и деятельности среди других конструктов по значимости.

3.3. Результаты исследования и интерпретация данных.

Результаты:

10 «А» (25 человек)

1 задача

2 задача

3 задача

4 задача

5 задача

6 задача

7 задача

1 место

16 раз

0 раз

4 раза

0 раз

0 раз

4 раза

1 раз

2 место

1 раз

10 раз

2 раза

9 раз

0 раз

1 раз

2 раза

3 место

0 раз

1 раз

11 раз

3 раза

2 раза

3 раза

2 раза

4 место

3 раза

0 раз

0 раз

11 раз

2 раза

5 раз

3 раза

5 место

2 раза

1 раз

3 раза

0 раз

8 раз

5 раз

2 раза

6 место

2 раза

2 раза

0 раз

1 раз

3 раза

6 раз

5 раз

7 место

1 раз

0 раз

2 раза

0 раз

2 раза

0 раз

7 раз