Создание и применение противопожарных пропагандистских материалов. Объекты пропагандистского воздействия и методы противопожарной пропаганды, страница 8

Следует иметь в виду, что зрительное впечатление насыщенности шрифта может изменяться в зависимости от расстояния между буквами: чем больше это расстояние, тем свет­лее кажется шрифт. Оптимальным расстоянием между буквами в плакате остается расстояние, равное половине средней ширины буквы. Если этот просвет увеличить, то слово как бы распадается. Чрезмерная близость букв также мешает восприятию слов. Для короткой надписи прием сближения букв вполне пригоден, так как придает строке выра­зительность. Расстояние между словами обычно равняется ширине бук­вы.

На восприятие плаката влияет контраст основных и дополнитель­ных шрифтов. В шрифтах с равными вертикальными и горизонтальными штрихами горизонтальные всегда кажутся толще, что придает шрифту некоторую расплывчатость, неустойчивость. Умеренный контраст штри­хов создает хорошие условия для быстрого чтения.

В длинном тексте слишком большой контраст штрихов утомляет зрение, в коротком, нап­ротив, облегчает чтение.

Размер шрифта должен подбираться с учетом того, что среднее расстояние, с которого обычно читается плакат,-2-4 м. Наименьшая высота шрифта, с учетом этого расстояния, должна быть 12-16 мм.

В ряде случаев о помощью шрифта можно удачно обыграть тему плаката. Этот вариант целесообразен, если требуется выделить от­дельные ключевые слова текста. Для этойже цели можно использовать и разную окраску шрифтов.

Удачное колористическое решение шрифта может быть найдено при выполнении следующих требований:

а) сочетание цветов шрифта и фона должно обеспечивать четкое и удобное восприятиетекста;

б) общее цветовое решение шрифта должно соответствовать эмоциональному настрою и теме плаката.

Не рекомендуется использовать на одном плакате более двух ви­дов шрифтов и цветов, причем выбранные шрифты должны быть близки по стилю. Наилучшее для восприятия цветовое решение - тонально-контра­стное: светлое на темном или темное на светлом. При использовании контрастных цветов следует учитывать, что интенсивного цвета должно быть меньше, чем более спокойного.

При решении вопроса об удачном цветовом сочетании шрифта и фо­на можно руководствоваться следующими данными о наилучшей различи­мости и читаемости шрифтов на цветовых фонах.

При одинаковой интен­сивности цветов лучше воспринимаются (в порядке убывания):

черный на желтом; 

зеленый на белом; 

белый на красном; 

белый на зеленом; 

красный на белом; 

синий на белом; 

белый на синем; 

черный на белом; 

желтый на черном;

 белый на черном;

красный на желтом; 

зеленый на красном; 

красный на зеленом.

Выбирая для шрифта хорошо контрастирующий с фоном цвет следу­ет избегать применения черных шрифтов на красном фоне и красных  на черном фоне.

Требования к текстовым фрагментам плакатов.

Текст проти­вопожарного плаката легче запоминается, если он представлен в виде краткого призывного лозунга (например "Маленький окурок, этот вот, может спалить огромный завод"). Наиболее доходчив ритмически пост­роенный текст, поэтому очень легко запоминаются и воспроизводятся тексты, в которых использованы пословицы, поговорки, фразеологичес­кие обороты, отрывки из популярных песен и известных стихов. Проти­вопожарный плакат не должен быть перегружен словами, не несущими конкретной смысловой нагрузки (например, "Осторожно", "внимание" и т.п.),

В текстах противопожарных плакатов, обращенных к массовой ау­дитории, следует избегать употребления узкоспециальных терминов (например, "пожарно-техническое вооружение"), оборотов отрицательно-делового характера (например, "не давайте детям спички"), а также фраз с одинаковыми падежными формами с нанизыванием родительного падежа или с несколькими однородными членами предложения (например, "использование неисправных электронагревательных приборов опасно"). Фразы не должна быть очень длинными.