Создание и применение противопожарных пропагандистских материалов. Объекты пропагандистского воздействия и методы противопожарной пропаганды, страница 5

В противопожарном плакате  должна содержаться основная идея, которая связывает воедино все элементы плаката. Основная идея долж­на быть конкретна и выражена таким образом, чтобы исключить многозначное, не соответствующее замыслу автора понимание. При определении основной идеи следует ориентироваться на особенности мышления и восприятия разных возрастных и профессиональных групп населения.

Четкая формулировка основной идеи еще на этапе подготовки к созданию плаката - важнейшее  условие эффективной работы художника и автора плаката и достаточная гарантия создания  содержательной и действенной изобразительной композиции.

По способу воплощения идеи выделяются три основных типа сюжета плакатов.

Положительный сюжет. В его основе лежит факт, образ или действие, которые по замыслу автора и в соответствии с социальными нормами должны вызывать положительное отношение зрителя. Упор в та­ких плакатах делается на общественную и индивидуальную значимость проблемы ПБ.

Идеи плакатов с положительными сюжетами могут быть следующими:

"изучайте пожарную технику", "вступайте в ряды КЮП", "соблюдение правил пожарной безопасности во время праздника новогодней елки -условие его безопасного проведения".

Отрицательный сюжет. Он строитсяна показе в реалисти­ческой или метафорической форме отрицательного факта, неправильного поведения и его последствий. Такие образы воздействуют на зрителя, вызывая у него негативное отношение к нарушениям правил пoжарной безопасности, осознание опасных последствий несоблюдения ППБ. Идеи таких плакатов: "вот к чему приводит оставленный без присмотра электроприбор", "вот, что ожидает тех, кто не соблюдает то или иное правило пожарной безопасности".

Двойной сюжет. Строится на показе положительного и отрицательного фактов и их последствий. Основная идея выражается в про­тивопоставления положительного в отрицательного действий. Сюжет  ха­рактеризуется напряженностью и динамичностью.

Выбор того или иного типа сюжета зависит от темы плакатов и может варьироваться о учетом социально-демографических характеристик предполагаемой аудиторий.

Следует стремиться к однозначности сюжета, к очевидности про­пагандистской идеи, к легкости извлечения и усвоения основной противопожарной идеи наглядного плакатного средства.

Требования к художественному исполнению плакатов

Изобра­зительным средствам в плакате принадлежит ведущая роль. Они служат не только для передачи информации, но и, прежде  всего, для создания художественного образа, воплощающего основную идею и воздействующего на зрителя. Образ  имеет эстетическое значение, он отражает конкрет­ное явление, вызывает определенные чувства зрителя, влияет на его поведение. Поэтому образ должен быть выразительным и запоминающимся, иметь четкие характерные признаки изображаемого объекта. Необходимо также, чтобы oн вызывал  у зрителя стремление к соблюдению ППБ, к пожаробезопасному поведению.

Образ может создаваться различными приемами: с помощью реалис­тического или абстрактного рисунка, пиктограммы, коллажа и др. Во всех случаях поиск новых художественных решений, оригинальная образ­ная трактовка темы - главные требования, которые предъявляются к плакату. Не менее важно при создании изображений выбирать и четко придерживаться выбранной статической ориентации: символического изображения или реалистической манеры с прописыванием деталей, удачным оформлением и т.д. Следует избегать примитивизации плакатного рисунка: искаженных изображений деталей, явлений природы, строений, противопожарного инвентаря, пожарной техники.

Как при символической, так и при реалистической ориентации рекомендуется избегать перенасыщения изображения деталями.

Тема плаката должна раскрываться через знакомые человеку со­бирательные образы, для создания которых следует использовать прав­дивые и типичные жизненные факты и ситуации.

Предпочтение следует отдавать изображению тех деталей и фраг­ментов которые наиболее характерны для данной ситуации, являются ее ключевыми признаками (например, изображения пламени, пожарного и т.п.).