Создание и применение противопожарных пропагандистских материалов. Объекты пропагандистского воздействия и методы противопожарной пропаганды, страница 6

Вне контекста создания новой символики рекомендуется стремиться к употреблению знакомых, привычных символов, которые легко рас­крываются и читаются (красный петух, олицетворяющий огонь и пожар, ломаная стрела, символизирующая электрическое напряжение). Нельзя забывать, что в символическом решении образа плаката есть некото­рая опасность отрыва от жизни. Слишком частое использование одно­образных символов, дополненных к тому же стандартными фразами, при­водит к разрушению символа, превращению его в штамп (примером может служить частое изображение пожарной каски старого образца). Это снижает эмоциональное воздействие, а значит, и эффективность плаката. Символы, метафоры, аллегории не должны носить и слишком ярко выраженный индивидуально-авторский характер, так как в этом слу­чае не будет достигнута однозначная интерпретация образа, а через него и содержания плаката, и плакат может оказаться непонятным для массовой аудитории.

Одно из средств привлечения внимания к плакату - использование фотографий. Они нагляднее, реалистичнее убеждают в достоверности изображаемого. Однако не рекомендуется применять черно-белые сним­ки, которые в плакатном исполнении теряют четкость, структурированность. Неотчетливо и неубедительно выглядят даже последствия по­жара, тем более примеры ситуаций, в которых пожарная опасность в конкретных событиях не выражена.

Установлено, что изображение людей и животных на плакатах на 23 % повышает внимание зрителей по сравнению с воспроизведением не­одушевленных предметов. Повышению пропагандистского эффекта способ­ствует изображение человека на переднем плане (в полурост) или в центре композиции. Оптимальной при этом является реалистическая ма­нера исполнения. Если изображенный персонаж является не участником сюжета, а как бы наблюдателем и лектором, то его рекомендуется изоб­ражать в пожарной форме, каске. Не рекомендуется примитизировать изображение пожарного.

При восприятии изображения человека значительное внимание об­ращаетсяна выражение его лица. Поэтому следует стремиться к отображению эмоционального состояния персонажей, находящихся в пожаро­опасной ситуации или предвидящих ее.

Не следует допускать .изображений человеческих фигур, особенно детей, с поврежденными огнем частями тела. Данные рекомендации ос­нованы на факте психологического вытеснения главной информации, воспринимающейся вне рамок специально смоделированной ситуации.

При создании образа нельзя забывать о психологическом воздей­ствии формы. Законченные формы и замкнутые линии (круг, квадрат, прямоугольник, эллипс и т.д.) создают впечатление удовлетвореннос­ти. Хуже всего воспринимаются фантастические формы. То же относят­ся и к линиям. Со спокойствием, ясностью ассоциируются у людей прямые горизонтальные и вертикальные линии.  Диагональные вызывают ассоциации с движением (вверх и вниз). Тонкие и изогнутые линии ассоциируются с изяществом, гибкостью, непринужденностью, толстые - с тяжеловесностью, массивностью. В связи с тем, что противопожарная пропаганда имеет специфику (не всегда глубокое и серьезное отношение человека к проблемам пожарной безопасности, дискредитация  их неумелыми и некомпетентными пропагандистскими актами ) соблюдение рекомендаций по использованию определенных форм и линий может принес­ти пользу в деле воспитания серьезного отношения к проблеме пожаров.

Требования к световым решениям плакатов

 Гармоничное цветовое решение способствует повышению художественного уровня плака­тов и, тем самым, обеспечивает более эффективноеих воздействие. Путем наблюдения и экспериментов установлено, что цвет оказывает опре­деленное эмоциональное воздействие на человека: может возбуждать и успокаивать, угнетать и радовать. Цвет вызывает у человека ряд ассоциаций. Например, оранжевый цвет ассоциируется с представлением о пламени, голубой - напоминает о небе, море, льде. Теплые цвета (крас­ный, оранжевый, желтый). действуют на человека возбуждающе, холодные (зеленый, голубой, синий) - успокаивают, фиолетовый - подавляет настроение, вызывает чувство печали, черный и темно-серый цвета в большом объеме действуют угнетающе. Однако черный цвет можно использовать в сочетании о другими цветами, так как он по закону контрас­та усиливает яркость и воздействие цвета, с которым сопоставлен. Красный цвет имеет активное стимулирующее воздействие, сразу броса­ется в глаза, поэтому он предпочтителен для выделения композиционного центра в колористической композиции плаката. Соподчиненные элементы композиции плаката также могут иметь красный цвет или его оттенки.