Создание и применение противопожарных пропагандистских материалов. Объекты пропагандистского воздействия и методы противопожарной пропаганды, страница 11

Введение. Учебно-воспитательные задачи и структура курса.  Пожарная опасность окружающей среды. Оперативная обстановка с пожа­рами, ее основные показатели (число пожаров, ущерб) на уровне республики, региона. Огонь и пожар, их диалектическая взаимосвязь.  Пожаро-опасное и пожаробезопасное поведение. Пожароопасные вещества и материалы. Роль человеческого фактора в обеспечении пожарной без­опасности. Система обеспечения пожарной безопасности в стране, в регионе, ее социально-экономическое и народнохозяйственное значение. Нормы и правила пожарной безопасности (ППБ), правовые и этические аспекты их соблюдения. Первичные средства, пожаротушения. Первая по­мощь пострадавшим на пожаре. Действия в случае возникновения пожара (вызов пожарной охраны, эвакуация (и самоэвакуация) людей и ма­териальных ценностей, тушение пожара первичными средствами).

Соблюдение ППБ в быту. Факторы пожарной опасности в бы­ту. Пожаробезопасное обращение со спичками, газовыми приборами и печным отоплением, электробытовыми приборами. Правила хранения и обращения с пожароопасными веществами, применяемыми в быту (лаки, краски, мастики, аэрозоли, бензин, керосин и  т. п.). Осторожность при курении и пользовании открытым огнем.

Выполнение ППБ в школе. Факторы пожарной опасности в школе. ППБ в школьных лабораториях, мастерских. кружках. Пути эвакуации, основные и запасные выходы. Места расположения первичных средств пожаротушения, правила и навыки обращения с ними. ППБ при проведении массовых школьных мероприятий (новогодней елки, кино-показов и т.п.), задачи дежурных КЮП при наблюдении за выполнением школьниками правил пожарной безопасности. Действия учащихся в случае возникновения пожара. Практическая отработка навыков эвакуации.

Соблюдение ППБ на транспорте. Факторы пожарной опасности на транспорте (в автобусах, троллейбусах, на метрополитене, в  поездах дальнего следования, самолетах, на судах). Пожарная опас­ность нагревательных и других электроприборов, нарушение ППБ при курении в неотведённых местах, неосторожном обращении с открытым огнем, перевозке пожаровзрывоопасных веществ. Действия в случае возникновения пожара (сообщение о  пожаре, эвакуация (самоэвакуа­ция) людей, места расположения первичных средств пожаротушения и навыки обращения сними).

Выполнение ППБ в местах массового пребывания людей. Факторы пожарной опасности в местах массового пребывания людей, (учреж­дения и предприятия, театры, кинотеатры. дома культуры, стадионы, гостиницы и т.п.). Цвета сигнальные и знаки безопасности (ГОСТ 04026-76). Соблюдение режима курения. Пожарная опасность электро­нагревательных приборов, неосторожного обращения с открытым огнем. Порядок действии в случае возникновения пожара (вызов пожарной помощи, план эвакуации, эвакуация (само эвакуация) людей. Правила и приемы личной безопасности в случае возникновения пожара.

Соблюдение ППБ в сельской местности. Факторы пожарной опасности в сельской местности. Правила разведения костров. Пожар­ная опасность открытого огня в поле, в лесу, в деревянных построй­ках. Виды лесных пожаров (низовой, подземный. верховой). Распрост­ранение лесного пожара и горение прошлогодней травы. Остановка по­жара путем сооружения мелиорационных полос и канав. Основные виды пожаротушения с помощью подручных средств (захлестывание ветками, забрасывание песком и землей, тушение водой). Меры личной безопас­ности при нахождении в зоне лесного пожара. Избежание удара молнии при нахождении на открытой местности. Защита строений от удара молнии (прекращение топки печи и плиты, отключение приемных теле- и радиоантенн).

        Предлагаемая программа обучения включает в себя объем пожарно-технических знаний, который, как показали эмпирические исследо­вания, может обеспечить достаточный уровень безопасности школьни­ков. Вместе с тем, необходимо отметить нецелесообразность более детальной проработки программы, которая зависит от экономических, социальных, культурных, этнических, природных и климатических характеристик каждого конкретного региона, а также определяется уровнем его пожарной опасности и складывающейся оперативной обста­новкой с пожарами. Эти факторы должны найти свое отражение в плане-конспекте урока, который каждый учитель должен составлять совместно с работником государственного пожарного надзорана основе предлагаемой типовой программы с использованием как специальной, так и популяр­ной пожарно-технической литературы.