Создание и применение противопожарных пропагандистских материалов. Объекты пропагандистского воздействия и методы противопожарной пропаганды, страница 2

Внимание читателя к печатному материалу повышается благодаря описанию в нем коллизионной ситуации (например, эмоциональное описа­ние пожара, героики борьбы с ним, его последствий, возможных причин возникновения). При этом не следует перегружать текст большим коли­чеством цифр и фактов, так как это снижает интерес читателя к сооб­щению.

При построении пропагандистского сообщения необходимо доби­ваться равновесия между объемами оригинального и обычного материала. Чем более предсказуема информация, тем она банальнее и наоборот. Элементы нового при этом должны быть оптимально дозированы. Следует из­бегать публикации чисто информационного материала, целесообразно снабжать его комментариями, позитивными примерами, вскрывать причи­ны.

При формировании пропагандистского сообщения надо учитывать, что его воздействие носит дискретный характер. Это воздействие мож­но представить в виде иерархической последовательности установок, оказывающих влияние на сознание.

Первый этап - привлечение внимания к сообщению.

Второй - пробуждение интереса, любопытства у читателя.

Третий - создание психологический расположенности к запоминанию данной информации.

Одним из приемов, активизирующих интерес к указанным пропаган­дистским сообщениям на пожарные темы является стремление вызвать у читателей  удивление.

Это достигается посредством использования броского заголовка, приведения спорного аргумента или комментария, проблематичности оценки ситуаций, описания самоотверженной работы пожарных или, наоборот, бес­примерной халатности виновников пожара.

Для выработки у читателя устойчивого интереса к противопожар­ному пропагандистскому сообщению не обязательно публиковать его каждый день. Целесообразнее,  интенсивную публикацию (раз в 1-2 дня) че­редовать с более разряженной как во времени (раз в течение 1-2 не­дель), так и в объеме. Публикуемый материал расчленяется на несколь­ко самостоятельных частей, однаиз которых последовательно продол­жает другую. Это способствует более глубокому запоминанию. Однако, как показали исследования, такой подход в центральной прессе страны практически не используется.

При подготовке пропагандистского материала для газетных публи­каций важно принимать во внимание, что восприятие человека с нормаль­но развитой памятью имеет определенные границы.

Так, после одного прочтения человек может запомнить девять чисел, семь букв алфавита, шесть односложных слов и одну фразу, содержащую не более семи слов.

При большой насыщенности сообщения происходит перегрузка "сенсорного входа", сознание "устает" и перестает воспринимать информацию. Эти сведения целесообразно учитывать при подготовке агитационных матери­алов (обращений, призывов, листовок), а также в газетных информациях, где приводятся статистические данные о пожарах и конкретнее правила пожарной безопасности.

При работе над текстовой конструкцией пропагандистского материала следует принимать во внимание, что использование образных и об­разно-метафорических глаголов придает материалу субъективную окраску, передает отношение автора к сообщаемым фактам, это позволяет апеллировать  к эмоциям читателя и активизировать его восприятие.

Определяя и формируя стратегию пропагандистского воздействия, осуществляемого посредством газетных и журнальных публикаций на противопожарные темы, необходимо уделять особое внимание выявлению причин пожароопасных ситуаций, анализу и практическим выводам, а также систематизации многочисленных факторов возникновения пожаро­опасных ситуаций, поскольку это способствует лучшему усвоению (чи­таемости) материалов, а главное, восприятию и запоминанию требований правил пожарной безопасности.

    При подготовке материалов, используемых для ППА, к публика­ции в прессе рекомендуется применять самые разнообразные формы: ре­портажи, интервью, очерки, публицистические статьи и т.п. Вместе с тем  наиболее распространенный вид тек­стового материала, используемого в прессе - информационная заметка (46,6 %). Значительно реже появляются проблемные материалы (13,9%). Весьма редки материалы, отражающие результаты рейдов (2.5 %). Почти полностью отсутствуют очерки и портретные зарисовки (1.3 %). Репор­тажи, интервью, а также советы и консультации специалистов в облас­ти пожарной безопасности (ПБ) встречаются в 6.3 % случаев. Нечасто появляется на страницах газет и рубрика "письма читателей" (3,8 %).