Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка, страница 9

Анализируя положение детей в семье, можно отметить, что основная часть опрошенных  выполняют различные обязанности в семье -  уборка, приготовление еды, стирка, вынос мусора, мытьё посуды, другие виды помощи родителям по хозяйству, и считают это нормальным и естественным.

Такие ответы согласуются с полученными результатами исследования семьи в 2005 году, где % детей, помогающих родителям по дому, хозяйству, составлял 84,37%.

Это говорит в целом о благоприятном трудовом воспитании; однако если это соотнести с тем, что только около 14% опрошенных родителей (по данным исследования 2004) целенаправленно занимаются трудовым воспитание детей,  то становится явным необходимость специальной подготовки родителей к трудовому воспитанию детей. 

Причем разница между ответами сельских и городских жителей незначительна.

В изучении поставленной нами задачи, важно рассмотреть педагогические тактики родителей (в рамках исследования этого года).

Среди тех проступков, которые вызывают наказания со стороны родителей,  подростки называют неуважение к старшим, хамство,  вранье, грубость – то есть нравственные проступки детей.

Основные формы наказаний, используемые родителями за различные проступки, можно разбить на несколько групп:

· Утрата доверия, ухудшение отношений «расстроятся, не будут доверять», что является эмоциональным наказанием (о чём уже упоминалось выше)   - около 10% опрошенных; такой вариант ответа говорит о ценности отношений с родителями для учеников;

· Помощь со стороны родителей детям: «беседы», «помощь, выяснение причин» - разъясняющая техника дисциплинирования ребёнка - также около 20% ответивших; что говорит о наличии зрелых отношений, грамотной педагогической позиции родителей;

· Различные наказания – «ограничение досуга», «материальные ограничения», «ремень, физические наказания», что является техникой дисциплинирования, основанной на утверждении силы - применяют родители в 2\3 опрошенных детей.

Конечно, можно немножко скинуть на детский максимализм, но в целом картина предстает не очень радужная. Данные указывают на то, что у 2\3 респондентов родителей спектр педагогических тактик достаточно узок, они не знают или же не умеют  применять на практике другие тактики воспитания.  А ведь злоупотребление наказаниями может привести к отчуждению, ухудшению эмоционального контакта между ребёнком и родителями. Это обнажает потребность в повышении педагогической культуры родителей.

Отвечая на вопрос «Что будет, если Вы не выполняете свои домашние обязанности?» дети  чаще всего выбирали такие варианты ответов:

·  «выполняю всегда» или «выполню позже» - говорящие о высокой степени осознания детьми своих обязанностей дома – около 30% опрошенных;

·  «ругаюсь с родителями»,  «ограничения досуга или материальные ограничения», «ремень, физические наказания» - то есть использование различных наказаний – такие варианты дали около трети опрошенных;

·  «родители расстроятся», «родители беседуют со мной», «родители помогают» - варианты, говорящие о доверительных отношениях между детьми и родителями, о взаимопонимании – такие варианты ответов дали суммарно около 10% опрошенных.

Отвечая на вопрос, «Что будет, если тобой недоволен отец или мать», дети  указывали следующие варианты ответов:

·  «у него (неё) портится настроение» - говорит о внимании детей к эмоциональному благополучию родителей; такой вариант дети выбирали  примерно в 6% случаев по отношению к отцу,  12,5%  - по отношению к матери;

·  «Орет, ругается, злится» - более трети опрошенных, причем к такой тактике чаще прибегает мать;

·  «не разговаривает» - это чаще всего отцовская тактика, говорящая о стремлении ухода от конфликта, нежелании заниматься ребенком;

·  многие дети выбирают вариант различных наказаний, причем существенных различий между родителями нет;

·  еще один вариант – перекладывание ответственности на другого родителя – «говорит маме» или «говорит отцу», что говорит о асимметрии воспитательных функций родителей.