Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка, страница 6

Однако по таким статьям, как взносы в школу без объяснения причин и расходы на охрану школы различия между территориями оказываются весьма существенными. Так, общий взнос в школу для половины жителей малых городов, четверти жителей сел и трети жителей г.Красноярска составляет сумму до 1 тысячи в год; однако 15% родителей красноярских школьников и четверть родителей детей воспитанников кадетских корпусов расходуют в год на эти нужды от 1 до 3 тысяч рублей.

Или, например, на охрану школы до тысячи в год платят практически все родители г.Красноярска, почти половина родителей из малых годов, почти каждый пятый родители из села и три четверти опрошенных родителей воспитанников кадетских корпусов. Очевидно, это связано с особенностями условий жизни, но нам представляется, что в государственных школах охрану жизни и здоровья детей должно обеспечивать государство, а не различные частные охранные агентства.

Более двух третей опрошенных родителей из своего кармана оплачивают ремонт школы или приобретение мебели, большинство опрошенных платит на эти расходы до 1 тысячи в год. При этом родители г.Красноярска несут существенно большие расходы, чем родители из сел и малых городов: 16% родителей городских школьников и 50% родителей воспитанников кадетских корпусов тратят на это от 1 до 3-х тысяч, тогда как среди  родителей из села такие расходы несут только 1,5%, среди родителей из малых городов – 5%.

Расходы на учебники у жителей села несколько ниже, чем у родителей школьников из малых городов и г.Красноярска. Связано ли это с лучшим обеспечением сельских школ учебниками, или с меньшими запросами сельских школьников – из данного опроса выяснить не удалось.

Интересно сопоставить  реальные расходы семей и мнение подростков о том, во что обошлась их подготовка к школе (см. Приложение №3, таблица №15).

Почти каждый пятый из опрошенных детей не знает размеры трат родителей на их подготовку к школе; больше всего таковых, естественно, среди самых маленьких – семиклассников, лучше всего информированы десятиклассники.

Данные показывают, что подготовка ребенка к школе – довольно дорогое удовольствие – более половины опрошенных утверждает, что на их подготовку к школе родители потратили более 3-х тысяч рублей, причем, чем старше школьник, тем больше денег требует его подготовка к школе. Так, 15% восьмиклассников и   по 8% старшеклассников считают, что на их подготовку ушло  менее 1 тысячи рублей.  Всего 20,3% опрошенных считают, что на их подготовку ушло от 1 до 3 тысяч рублей,  причем больше всего в этой группе 10-классников (23,7%), меньше всего – среди восьмиклассников (13,9%).

Считают, что на их подготовку ушло от 3 до 5 тысяч 40% 7-класников и почти в два раза меньше – 9-классников. И самыми «дорогими», как уже отмечалось, являются 11-классники – каждый третий из них считает, что на его подготовку ушло более 5 тысяч рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что обеспечение права ребёнка на образование и достойное развитие является для родителей весьма сложной задачей, поскольку требует больших финансовых затрат, которые последние не всегда могут себе позволить.

2.3 Результаты выявления уровня педагогической культуры родителей,  как одного из условий реализации прав ребенка на  заботу, защиту, всестороннее развитие.

Как уже отмечалось выше, воспитание в семье  складывается под влиянием нескольких факторов: это и традиции семейного общения,  и нравственно-психологическая атмосфера в доме; и тип семьи – многодетная, малодетная, её состав – полная или неполная, её структуры – главенство и подчинение; и педагогическая культура родителей, их отношение к процессу воспитания и др.

По данным опроса 2004г., только чуть более половины опрошенных считают воспитание детей важнейшим делом, посвящают этому все свободное время, причем это только 42%  опрошенных мужчин и более 53% женщин. Таким образом, женщины точно  чувствуют себя более ответственными за воспитание детей, чем мужчины. Почти треть – 29,4% опрошенных признают, что им не хватает времени на воспитание детей. При этом на нехватку времени мужчины также жалуются больше, чем женщины. То есть мужчинам свойственно оправдывать свой малый вклад в воспитание детей «объективными» причинами, но на самом деле известно, что женщина проводит на работе времени не меньше, чем мужчина, а на работу по дому тратит значительно больше (см. Приложение №3, таблица №16).