Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка, страница 7

Третий по частоте вариант ответов: «Не хватает педагогических знаний» отмечают только 10% мужчин и более 12% женщин. Это косвенное свидетельство большей озабоченности женщин своей педагогической компетентностью и большей ответственностью за воспитание детей. Зато мужчины лидируют в  том,  чтобы найти других субъектов, ответственных за воспитание –  школа, общество. Подобные ответы у них  встречаются в два раза чаще, чем у женщин.

 В целом  надо признать, что родители  практически не надеются ни на школу, ни на общество в воспитании своих детей. Положительные ответы  дали около  полпроцента опрошенных – в отношении школы, и полтора процента – в отношении общества. На этом основании можно делать вывод о том, что семья не ощущает поддержки социальных  образовательных институтов в деле воспитания детей.

Чуть больше 4%  среди всех опрошенных составляют «воспитательные нигилисты» - те, кто считает, что дети должны расти свободно и их воспитанием заниматься не нужно. Среди опрошенных мужчин таковых 6%, среди женщин – более трех. На самом деле это каждый 25-й опрошенный, что достаточно много для того, чтобы могло появиться поколение, не знающее родительской заботы и ответственности.

Ответы на этот же вопрос в зависимости от места жительства респондентов (см. Приложение №3, таблица №17) показывают, что различия по этому показателю между жителями различных населенных пунктов незначительны. Существенные различия обнаруживаются только по двум параметрам: в г. Красноярске родители существенно меньше жалуются на нехватку свободного времени; почти на 10% больше таких ответов дают жители малых городов. Очевидно, здесь хуже развита инфраструктура и уже слабее родственные связи (особенно это касается молодых городов, типа г. Шарыпово). Это подтверждает маргинальное положение жителей малых городов.

С другой стороны, в г. Красноярске существенно большее число родителей ощущает нехватку педагогических знаний – почти 15% против 7% в малых городах. Это может быть объяснено большим уровнем требований к родителям, которые предъявляет городская среда, и неготовностью родителей решать возникающие в новых социокультурных условиях воспитательные задачи. В селе же среда относительно стабильна, поэтому проблем с воспитанием детей возникает существенно меньше.

Проясняющим данную проблему является и вопрос о том (в исследовании 2004 года), кто  в семье больше всего времени посвящает воспитанию детей (см. Приложение №3, таблица №18).

Из ответов  на этот вопрос видно, что основным субъектом воспитания практически во всех семьях является мать (более половины вариантов ответов). Несколько меньше, чем в среднем по выборке, роль матери только в сельских семьях, за счет того, что здесь значительно выше роль бабушки как главного воспитателя – более 8% против 4% по всей выборке. Это говорит о том, что в селе все еще  важна роль расширенной семьи, третьего поколения, в сохранении семьи и воспитании детей.  И в селе также выше доля тех, кто считает, что обязанности по воспитанию несут все члены  семьи в равной степени. В целом можно считать, что наиболее гармонично вопрос о субъектах воспитания решается в селе, наименее гармонично – в малом городе.

Анализируя ответы на вопрос об основных формах и направлениях воспитания детей в семье по данным исследования 2004г (см. Приложение №3, таблица №19), видно, что самая распространенная форма воспитания – почти у  40% ответивших – контроль за поведением ребенка дома, в школе и на улице. При этом отмечается довольно существенная разница между городскими и сельскими жителями: в г. Красноярске контроль является основной формой воспитания у 33% родителей, тогда как в селе – почти на 10% больше – почти у 43% опрошенных.

Вторая по распространенности форма воспитания – 16,92% - прогулки с детьми; при этом, если в г. Красноярске  эту форму воспитания отметили более 21% опрошенных, то в малых городах и селе – чуть более 11% (скорее всего, это относится к родителям детей-дошкольников, но нуждается в дополнительной проверке и уточнении). В малых городах второе место занимает «помощь в приготовлении уроков», а в селе – «обучение трудовым навыкам».