Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка, страница 10

Стремление уходить от конфликтов, не желая заниматься ребёнком, перекладывание ответственности за воспитание друг на друга супругами – ещё один показатель низкой педагогической культуры родителей.

Важным для понимания особенностей взаимоотношений с родителями и правовой защищенности в семье являются ответы детей на вопрос «Как поступают ваши родители. если..?»

Самая распространенная форма наказания за все проступки  - «двойки», не выполнение обязанностей по дому, поздний приход домой – ругань. Всего один из двадцати опрошенных написал, что в случае получения «двойки» родители спросят причину и попросят исправить. Используют родители и такую форму наказания за «двойки», как ограничения досуга. Еще одна распространенная форма реакции родителей за нарушения различных норм – «наказание», а вот какое именно – опрошенные не указывают (таких примерно четверть ответов). По мнению опрошенных, родители будут к ним очень строги, если узнают, что дети курят.  При наличии таких фактов – были ответы «Очень ругали», «Заставили выкурить целую пачку»; наказание ремнем; в целом, по мнению опрошенных, родители достаточно строго следят за соблюдением этой нормы. А вот вызов в школу за плохое поведение вызывает полярные реакции родителей – от «мало бы мне не показалось» до «ничего бы не было». Это говорит о том, что значительная часть родителей  не очень чувствительна к мнению школы в отношении их детей, не являются союзниками школы в  их воспитании.

Для понимания защищенности личных прав ребенка важно учитывать также и педагогические тактики, используемые родителями по их собственному признанию.  Три четверти родителей признали, что «Иногда наказывают своих детей», 23% - не наказывают, остальные – воздержались от ответа.

Основные причины наказаний, отмечаемые родителями - за непослушание, плохое поведение, проступки, невыполнение домашних обязанностей, обязанности учиться, позднее возвращение домой,  грубость, хамство, вранье, за безделье, медлительность, курение – те же самые, что отмечали и дети (см. Приложение №3, таблица №22).

Основные виды наказаний, используемые родителями - беседа, убеждение, запреты, лишения чего-либо, ограничения (сладостей, телевизора), лишение карманных денег, порицание, выговор, физические наказания, обида, огорчение, не разговаривать с ребёнком, и так далее.  Как видим, репертуар действий совпадает с ответами детей.

Кроме того, видно, что родители совершенно не ориентированы на взаимодействие со специалистами при решении проблем детей, что может говорить об  их уверенности в собственных силах, а иногда и самоуверенности в разрешении тех или иных трудностей в воспитании, либо же о не знании, куда обратиться за помощью и советом, а то и о пренебрежительном, неуважительном отношении к психологам и вообще специалистам такого рода. Так или иначе это ещё раз подчёркивает необходимость просвещения родителей.

Для уточнения реальных действий родителям был предложен ряд ситуаций – описаний проступков детей  с просьбой ответить, как они будут поступать в этих конкретных  случаях.

Здесь репертуар действий родителей расширяется, и к уже названным беседа, убеждение, запреты, лишения чего-либо, ограничения (сладостей, телевизора), добавляется «ругаю, ору, ставлю в угол», использую наказания (не указывая, какие именно), материальные ограничения, ремень, физические наказания (принуждение выкурить пачку сигарет за раз); но встречаются и такие варианты: «приду в школу», «приглашу друзей в гости,  чтобы разобраться, убедиться, спрошу о них у учителя, а потом поговорю с ребёнком», буду искать мирные варианты выхода из ситуации.

Таким образом, здесь встречается все – и отчаяние родителей  и осознание неспособности справиться с проблемами, и установка на родительскую непререкаемость, и грамотные, гуманистические установки в отношении конфликтов и способов их разрешения. Что говорит о необходимости использования разных методов в работе с родителями в зависимости от их психологических установок.