Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка, страница 5

Сравнивая уровень удовлетворенности различных респондентов (см. Приложение №3, таблица №11), получилось очень интересное отношение к Интернету.  В доступности этого ресурса первенство принадлежит детям. Но доля тех, кто никогда не пользовался Интернетом доля родителей значительно выше, чем других респондентов, а детей – меньше всех. Следовательно, дети действительно опережают старшие поколения в использовании современных информационных технологий.

Естественно, дети  опережают старших в использовании такого ресурса, как дискотека – более половины из них считают, что могут воспользоваться ею  в любой момент; и, как ни странно, дети опережают родителей в посещении кафе и ресторанов.

В целом можно отметить достаточно бедную культурную жизнь родителей; настораживает то, что она значительно беднее, чем культурная жизнь детей: практически всеми видам ресурсов родители пользуются значительно реже, чем дети. Таким образом родители теряют возможность становиться и быть культурным авторитетом для собственных детей, теряют возможность  оказания прогрессивного влияния на детей.

Показателем  реализации ребенком права на развитие своих способностей, получение образования является возможность посещения различных кружков, секций, получения дополнительного образования.  Для проверки того, как защищено это право, мы задавали детям вопрос: «Случалось ли тебе отказываться от посещения секций, кружков из-за невозможности платить»  и получили следующие ответы (см. Приложение №3, таблица №12).

Мы видим, что каждый седьмой ребенок  отказывался от каких-либо дополнительных занятий из-за финансовых нарушений; это говорит о незащищенности прав детей на развитие своих способностей. Естественно, количество отказов возрастает с возрастом: чем старше ребенок, тем чаще случалось ему отказываться  из-за невозможности платить.

В целом же, судя по ответам на вопрос «Какие дополнительные кружки, секции вы посещаете? Какие из них являются платными?», видно, что большая часть опрошенных всё - таки занимается в каких-либо формах дополнительного образования или посещают различные кружки и секции. Некоторые из опрошенных отмечают, что из-за обилия учебных занятий не могут посещать кружки, но при этом указывают наличие факультативов и дополнительных занятий, что можно считать формами дополнительного образования.

При этом спортивные секции практически все бесплатные, а вот дополнительные занятия, занятия искусством – в большинстве случаев платные. Среди платных называется репетиторство, дополнительные занятия по иностранному языку, музыкальная и художественная школы и т.д. Это, с одной стороны говорит о том, что значительная часть родителей осознают важность образования для своих детей, и готовы вкладывать в это  свои средства; с другой стороны вероятно, что значительная часть родителей не имеют на это средств, или не «дозрели»  до осознания  важности этого, и тогда дети из этих семей имеют значительно худшие возможности для жизненного старта. То есть за  «грехи» родителей отвечают дети, что, по нашему мнению, нельзя считать справедливым.

При ответах на вопрос «Чего не хватает Вам для успешной учебы в школе?» большая часть опрошенных главный дефицит видели в себе, в своем желании учиться, настойчивости, но выделяется группа (около 10% опрошенных) которые называют опять - таки материальные затруднения, отсутствие компьютера.

Анализ расходов семей на образование детей показывает следующее (см. Приложение №3, таблица №13).

Самые распространенный статьи расходов -  ремонт школы, приобретение мебели,  основные и дополнительные книги, учебники и учебные пособия, самые большие траты – на компьютеры и программное обеспечение, школьную и спортивную форму, подготовку к сдаче ЕГЭ, подготовительные курсы.

При этом наблюдаются довольно существенные различия  в зависимости от места жительства по различным статьям расходов (см. Приложение №3, таблица №14).

Видно, что по некоторым статьям расходов, например, приобретение школьной и спортивной формы разница между различными регионами несущественна, хотя вариации внутри территории весьма существенны: примерно треть тратят до тысячи, примерно столько же – от 1 до 3-х тысяч, каждый седьмой – от 3 до 5 тысяч. И только среди тех, кто тратит на форму более 6 тысяч, доля жителей г.Красноярска вдвое превышает количество жителей сел и малых городов.