Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка, страница 8

И микроскопически мало –  суммарно чуть больше 5% -  занимают партнерские формы воспитания: совместные занятия спортом,  совместные посещения кино, театров и концертов, чтение и обсуждение книг, кинофильмов и телепередач. Это говорит  либо о недостаточной педагогической компетентности родителей, либо об отсутствии у них возможностей  для выстраивания партнерских отношений с детьми.

Подтверждением этой гипотезы частично являются и ответы на тот же вопрос о формах воспитания детей в зависимости от уровня доходов семьи (см. Приложение №3, таблица №20).

При этом можно увидеть зависимость форм воспитания от доходов семьи. Например, можно говорить о существовании явной тенденции к уменьшению контроля  как формы воспитания в зависимости от увеличения доходов на члена семьи – с 42% (для категорий с доходом в 500-1000 руб.) до  27%- 5 % (для категорий с доходом в 10-15 тыс. руб. и выше). Это явление в жизни семьи можно рассматривать как положительное, так и отрицательное, так как снижение контроля при практически отсутствующем росте совместных, партнерских форм воспитания можно истолковать как снятие родителями с себя ответственности за воспитание, а также замене своего личного участия в жизни ребенка на бесконтрольное финансирование его потребностей.

 С другой стороны, чем меньше доход, тем большее число ответов о том, что родители не имеют времени заниматься детьми – все время «съедает» необходимость поиска дополнительных заработков. И именно малообеспеченные семьи меньше внимания уделяют обучению своих детей трудовым навыкам,  провоцируя тем самым вероятность возникновения потребительского отношения к жизни. Зато этим семьям больше свойственен контроль и помощь в приготовлении уроков, что опять не способствует развитию инициативы и ответственности у детей,  их будущей успешности в жизни.

Из совместных партнерских форм воспитания есть тенденция к увеличению партнерских форм воспитания в зависимости от дохода семьи, особенно – совместных занятий спортом – от 5% до 26%. Это можно связать с популяризацией экстремальных видов спорта, где требуется дорогостоящее оборудование (горные лыжи, сноуборды, велосипеды). Эти виды спорта сегодня являются модными как среди взрослых, так и среди детей. Данные исследования еще раз подтверждают существование описанных выше тенденций в воспитании детей среди семей с высоким среднедушевым доходом.

Вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не сознавая целостную задачу воспитания. Согласно идее Л.Н.Толстого, наше вмешательство, каким бы то ни было образом, в жизнь ребенка, имеет смысл лишь  в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности,  талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие. Становление внутреннего мира человека, работа над собой – это есть то, помочь в чем и должно воспитание в семье. Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается приказаниями, то он, пользуясь свободой неразумно, может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни[51].

Из данных опроса, проведенного   в Красноярском крае,  видно (см. Приложение №3, таблица №21), что родители самыми главными своими задачами считают  обеспечить здоровье своих детей, помочь получить образование,  и научить принимать решения – то есть те ценности и компетентности, которые помогут детям  в том, чтобы самостоятельно решать жизненные проблемы. Это говорит о педагогической зрелости опрошенных родителей.

Мнение детей об основных задачах семьи во многом совпадают с родительскими: самыми важными задачами родителей дети считают,  помощь в получении образования,  обеспечение  здоровья и передачу жизненного опыта, который у детей занимает более высокое место, чем у родителей.

Наиболее трудная задача в семейном воспитании – это вопрос дисциплины в семье. Если  ребенок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье,  то это, прежде всего, говорит о неспособности родителей к воспитанию, о  сформировавшейся у них иллюзии – «все воспитается само собой». Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязанностям.